Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как защищают свои потребительские права крымчане?

Как защищают свои потребительские права крымчане?
Фото: Тарасов Богдан Степанович

Законами нужно пользоваться

- Олег Степанович, какие товары по статистике чаще всего признаются некачественными?

- Чаще всего потребители обращаются по вопросам, связанным с приобретением дорогостоящих товаров. Если человек купил несвежий хлеб, то с таким вопросом он вряд ли будет обращаться, поэтому, как правило, это предметы бытовой техники, мобильные телефоны, персональные компьютеры и так далее.

 - Довольно часто крымчане выражают недовольство сроками починки неисправных вещей. Они жалуются, что им порой приходится ждать два-три месяца. Можно ли как-то ускорить этот процесс?

 - Если руководствоваться только тем, что вам скажет продавец или представитель сервисного центра, то, конечно, можно ждать месяцами. Если ссылаться на нормы закона, то там четко и ясно написано. В период гарантийного срока у продавца есть 14 дней, в течение которых все неисправности в товаре должны быть устранены. Более того, по письменному заявлению на время ремонта вам из обменного фонда должны предоставить аналогичный товар, который по своим параметрам близок к тому, который у вас забрали для починки. Если ремонт занимает больше времени, то вы имеете право требовать расторжения договора купли-продажи, при условии что на более длительный ремонт вы не согласны.

 - А можно ли вообще потребовать у продавца, реализатора на рынке документ, подтверждающий факт приобретения товара? Я говорю о точке продажи, где не предусмотрен кассовый аппарат.

 - Наше законодательство предоставляет две формы расчетных документов. Кассовый чек и мягкий чек. Так вот, там, где отсутствуют кассовые аппараты, существует процедура предоставления мягкого чека.

 - Как мягкий чек должен выглядеть? У него есть определенный стандарт?

 - Да, у него есть определенная форма, но это может быть и любой лист бумаги, на котором продавец обязан написать: название ЧП или номер торговой точки, название товара, цену товара, поставить дату заключения сделки и указать свое Ф. И. О. Подпись обязательна. Имея такую бумагу, вы сможете доказать факт приобретения товара, и это поможет вам защитить свои права. Но не стоит забывать, что бывают такие ситуации, которые требуют прохождения технической экспертизы. Если человек приходит и говорит, что в недавно купленной им шубе образовалась дырка, то нужно доказать, что эта дырка не результат носки, а заводской брак, который не был замечен при покупке.

- Как проводится такая экспертиза?

- Покупатель пишет заявление продавцу о своем согласии на проведение экспертизы приобретенного товара. В течение трех дней продавец обязан организовать проведение такой экспертизы и уведомить вас о дате и месте ее проведения. После этого вам на руки будет выдано заключение, которое установит причину потери качества. Если в ходе экспертизы будет установлено, что дефект произошел по вине покупателя, то тогда вам придется заплатить за ее проведение. Если выяснится, что это брак производства, то у вас есть три варианта, которыми вы вправе воспользоваться: вернуть свои деньги, поменять товар на новый или воспользоваться ремонтом за счет продавца.

 - Скажите, какие документы мне могут предоставить продавцы разных групп товаров: игрушек, продуктов питания, бытовой техники?

 - При покупке игрушек каждый покупатель имеет право потребовать два вида документов: это гигиеническое заключение, выданное СЭС, и сертификат соответствия, предусмотренный нашим техническим регламентом, если игрушка импортная. Что касается продуктов питания, то в правилах торговли написано, что по требованию покупателя продавец обязан предъявить документы, подтверждающие качество и безопасность пищевой продукции. Если говорить о рынках, то на каждом рынке есть аккредитованная лаборатория, которая занимается проверкой качества продаваемой продукции.

 - Подключили кабельное телевидение, месяц работало бесплатно. Потом без моего ведома оплату за месяц изменили с тридцати гривен на сорок пять. Добавилось больше каналов. Я им объяснял, что мне не нужны дополнительные каналы, а они в ответ сказали: перевести на другой пакет могут, но за месяц нужно заплатить по той услуге, которая предоставлялась. Что делать?

 - Вы понимаете, когда заключаешь договор с любым провайдером, предоставляющим услуги кабельного телевидения, первым делом нужно внимательно прочитать договор. В Республиканском комитете Автономной Республики Крым по торговле и защите прав потребителей ежедневно обеспечивается работа прямой телефонной линии: 0 (652) 544-412, позвонив на которую вы можете получить квалифицированную консультацию по всем вопросам, касающимся защиты ваших потребительских прав.

 - Если человек уехал и отсутствовал более полугода, при этом он забыл предупредить представителей услуг кабельного телевидения, что будет отсутствовать, может ли он потребовать отмену платы за услуги во время его отсутствия?

 - Эти вопросы он должен решать не с нами, а непосредственно с руководством фирмы, предоставляющей данные услуги. Человеку нужно написать заявление, описать ситуацию и предоставить доказательства его отсутствия. Но решение будет принимать руководство фирмы. Я сам пользуюсь таким видом услуг и хочу сказать, что в нашем договоре есть пункт, в котором четко описана эта ситуация. Если я уезжаю на длительное время, я вправе предупредить провайдера о своем отсутствии и тогда плата за услуги не будет взиматься.

 - Обращаются ли приезжие, особенно в летний период, по поводу антисанитарии или некачественной продукции на прилавках?

 - Количество обращений в наш комитет в летний период не возрастает с увеличением количества отдыхающих. Дело в том, что в период подготовки к проведению курортного сезона правительство Крыма проводит целый ряд мероприятий, направленных на подготовку предприятий  торговли, ресторанного хозяйства и сферы услуг к работе в летний период. Кроме того, данный вопрос находится на постоянном контроле у местных органов исполнительной власти.  

 - Здравствуйте, Олег Степанович. Меня зовут Людмила Григорьевна, город Симферополь. У меня к вам такой вопрос. Ваша должность звучит «заместитель председателя Республиканского комитета АРК по торговле и защите прав потребителей». Как совместить понятия «торговля» и «защита прав потребителя», это ведь две разные вещи?

 - Понятие торговли и защиты прав потребителя, на самом деле гармонично связаны между собой. В правилах торговли и законе о защите прав потребителя очень много сходств. Задача нашего комитета как раз и есть совмещение торговли с соблюдением прав потребителя. Чем лучше налажен процесс торговли, тем меньше головной боли у покупателя.

 - Но все же я думаю, что ваша работа должна быть направлена на защиту наших прав или это не так?

 - Работа нашего комитета направлена на реализацию государственной политики в сфере торговли, ресторанного хозяйства, услуг и защиты прав потребителей.

 

Причиной обращений граждан является их правовая неосведомленность. На сайте Республиканского комитета Автономной Республики Крым по торговле и защите прав потребителей вы найдете рубрику «Эти вопросы интересуют граждан», где сможете получить полезную информацию по вопросам, касающимся защиты прав потребителей.

 Правовая неосведомленность, неравенство производителя и потребителя с точки зрения финансовых возможностей, иные отрицательные факторы сокращают возможности потребителя на получение квалифицированной юридической помощи при необходимости  защиты своих прав. Задачей Рескомитета является создание возможностей для реализации и защиты потребительских прав каждого жителя АРК и воспитание образованного потребителя.

 

Добро пожаловаться

 Почтовый адрес: Украина, АР Крым, 95005, г. Симферополь, пр. Кирова, 13

 Телефон горячей линии: +38 0 652 544-412

 Из досье «КП»

 ТАРАСОВ Олег Степанович

 Заместитель председателя Республиканского комитета АРК по торговле и защите прав потребителей.

 Родился 26 октября 1963 года в Донецке.

 В 1990 году с отличием окончил Одесскую государственную академию холода. Работал менеджером по организации торговой сети, затем директором крупной торговой фирмы.

 На занимаемой должности с июля 2008 года.

 Женат. Воспитывает дочь.

 

Прямую линию подготовил и провел Артем ПАНАРИН.

Фото Сергея ТАРАДАЕВА