Загрузить еще

Рэйф Файнс: "Наше прошлое стало валютой"

Рэйф Файнс:
В ретрокомедии, чье действие происходит в период между двумя войнами в восточноевропейской стране под названием Zubrowka, у 51-летнего Файнса (на фото слева) главная роль - импозантного консьержа месье Густава, дамского угодника, которому за неоценимые услуги оставляет в наследство шедевр живописи его постоянная 80-летняя клиентка (Тильда Суинтон).

- Вы впервые вошли в актерскую компанию Андерсона, снимающего, как правило, одних и тех же людей.

- Хотя я не принадлежу к числу ветеранов этой компании, я очень быстро почувствовал себя среди них как дома. Я был одним из первых на месте съемок, установив отличные отношения с режиссером и другими актерами. Кое-кого из них я знал близко - например, Эдварда Нортона... Харви Кейтель настаивал на том, чтобы подольше пожить в стесненных условиях, поскольку у него было несколько сцен в тюрьме. Но Харви - сторонник системы Станиславского, а я, как месье Густав, могу позволить себе быть более легкомысленным...  

- В последнем фильме о Джеймсе Бонде вы сыграли босса агента 007. А в "Отеле..." есть вполне бондовская сцена погони на лыжах.

- Только она сделана при помощи технологий кукольного фильма! Мы с моим юным партнером Тони просто стояли на месте, изображая катание на лыжах, а в лицо нам дул ветродуй. Все остальное: флажки, снег - добавили уже после съемок!

- В ленте чувствуется ностальгия по старой Европе. Вам она свойственна?

- Отчасти, но меня всегда посещает смутное чувство, что это всего лишь иллюзия. Намного ли лучше было жить в те времена? Когда люди взрослеют, им всегда кажется, что в прошлом было значительно лучше. Наверное, нам просто хочется так думать. Нашему фильму скорее свойственна идея поиска лучшего места, где торжествуют спокойствие, удовольствие, радость, невинного, в чем-то детского желания уверенности и теплоты. 

- Ностальгия по золотому веку стала едва ли не главной темой британской литературы и кино, вам так не кажется?

- Да, наше прошлое стало своеобразной валютой и даже, пожалуй, грузом. Я его тоже чувствую. Сам только что поставил историческую драму "Невидимка" и сыграл в ней Чарлза Дарвина. Было интересно углубиться в прошлое, попытаться его понять, но для меня это прежде всего фильм о человеческих отношениях. 

- Действие шекспировского "Кориолана", ставшего вашим режиссерским дебютом, вы перенесли в современность.

- Да, это была попытка перекинуть мост из прошлого в настоящее, попытка переосмыслить британскую традицию постоянно апеллировать к классике. Наше телевидение и кино очень привязаны к адаптации нашей национальной классики, это прочно укоренившаяся традиция. Вот, например, роман Диккенса "Большие надежды" экранизировался у нас не раз и не два, в том числе великими режиссерами. Я снимался в новейшей экранизации и при этом сам снимал картину о Диккенсе, в которой речь шла как раз об этом романе и он много цитировался! В этом было какое-то непредвиденное совпадение. Ну и что из того, что по роману Диккенса уже были сделаны отличные фильмы, роли-то от этого хуже не стали! Они в книгах Диккенса ничуть не хуже, чем у Шекспира. Ну вот такая у нас культура, уж извините. Хотя почему я должен за нее извиняться? Да, центральное место в ней занимает Шекспир с его сюжетами и персонажами. И вот только что я посмотрел два очередных спектакля - в одном Джуд Лоу играет Генриха V, роль, которую когда-то исполнял Лоренс Оливье; в другом Том Хиддлстон играет Кориолана, которого я тоже играл. Меня всегда очень трогают такие спектакли. Людей, конечно, это может раздражать: хватит уже с нас Шекспира! И все-таки эти пьесы до сих пор пользуются большим успехом у аудитории, молодая публика на них бежит, особенно если в спектакле играет Джуд Лоу. В этих пьесах до сих пор обожают играть актеры, даже если это и не очень большие роли... Все это наша валюта! Даже "Кориолан" - невыносимая вроде бы пьеса, которая мало кому нравится. Но если спектакль хороший, то и на него будет реакция! 

- История вашей семьи интересует вас столь же сильно, как и история страны?

- Да, я знаю многих своих предков со стороны отца, документы о многих из них сохранились. Думаю, история любого рода уникальна и удивительна. В детстве я постоянно спрашивал родителей о дедушках и прадедушках. Помню, как допытывался у бабушки насчет ее матери. Сейчас провожу время в обществе своего дяди в увлекательных разговорах о нашей многочисленной родне, о том, как личность часто оказывается сильнее генетики...

О ЧЕМ ФИЛЬМ

Действие разворачивается в 30-х годах XX века в вымышленной стране Зебровке, расположенной в Центральной Европе. Картина расскажет о приключениях месье Густава (Рэйф Файнс), очень колоритного, обходительного и в меру хитрого любимца пожилых женщин, консьержа отеля и его преданного слуги и друга коридорного Зеро Мустафы (Тони Револори). Их приключения начинаются, когда умирает старая вдова мадам Д.(Тильда Суинтон), давняя приятельница месье Густава. Множество родни покойной, а главным образом коварный племянник Дмитрий (Эдриан Броуди), недовольны ее завещанием.