Загрузить еще

Оксана Билозир о поисках Зеленским министра культуры: Люди мыслящие не хотят в этом участвовать

Оксана Билозир о поисках Зеленским министра культуры: Люди мыслящие не хотят в этом участвовать
Фото: Фото Соцсети

Сегодня на пресс-конференции президент Владимир Зеленский заявил, что в стране кадровый голод и сложно найти хороших министров культуры, образования и энергетики.

"У нас кадровый голод в стране. Я не могу найти сейчас хорошего министра культуры. Мы вместе с премьером ищем, мы обращались к культурному сообществу, обращались ко многим людям, просили – дайте", - сказал Зеленский.

"КП" в Украине" обсудила эту ситуацию с бывшим министром культуры Оксаной Билозир. Оксана Билозир была министром культуры и искусств с февраля по май 2005 года, а потом - министром культуры и туризма (ведомство переименовали, присоединив к нему туризм) с мая по октябрь 2005-го в правительстве Юлии Тимошенко.

- Оксана Владимировна, вы как человек, который был на должности министра культуры и следит за ситуацией в стране, как считаете – есть ли у нас кадровый голод?

- Хороший вопрос. Я убеждена, что у нас есть люди, которые могли бы в духе сегодняшнего времени, тех потребностей и вызовов, перед которыми стоит общество, реализовать правильные и конкретные шаги.

Конечно, мне тяжело слушать и про министра образования, и про министра культуры, потому что это ключевые министерства. Когда мы говорим об экономике - что нам нужны изменения, реформы, новые конкретные механизмы, - то хочется спросить: а кто эти люди, которые должны это делать? И здесь мы возвращаемся к Министерству образования и Министерству культуры. Именно эти министерства и формируют то поле, где вырастает общество, которое мотивирует людей делать правильные конкретные и ответственные вещи.

Поэтому мы не ставим вопрос, есть кадровый голод или нет. Конечно, есть. Вопрос в том, что мы поделили общество на тех, которые поддерживают президента, и тех, которые не поддерживают президента. И если мы будем жить так – кто за, а кто против, – мы никогда не найдем человека, который бы согласился возглавить такое ответственное ведомство.

Но если мы ставим вопрос, что нам необходимо сегодня действовать, что нам нужны честные, ответственные люди, которые знают, что нужно, могут предложить интересные, прагматичные шаги на объединение общества, тогда мы найдем ответ на вопрос, кто эти люди, которые могут возглавит эти министерства.

 - Вы говорите о важности Министерства культуры и Министерства образования, и это так, но они всегда бюджетируются по остаточному принципу. Может, и в этом проблема?

- Когда я стала министром и возглавила это ведомство, действительно, первыми несправедливыми решениями правительства были "на тобі, боже, що мені не гоже". Мол, мы напишем тебе много по возможности, но реально оперировать сможешь 50-60%. Однако всегда можно найти решение проблемы.

Я со своей командой, Институтом культурологии, другими научными институтами сообща начала составлять программу действий, чтобы трансформировать Министерство культуры и искусств так, чтобы оно стало частью экономики страны.

Перед нами стал вопрос, что нам нужно делать, чтобы у нас была часть экономического пирога. И мы решили  объединить культуру и туризм. Под моим руководством министерство было изменено и стало называться Министерством культуры и туризма.

И если вы вспомните 2005 год, увидите, сколько у нас родилось фестивалей, туристических маршрутов по стране, каждая область начала конкурировать между собой за культурные мероприятия. И это дало нам возможность направлять деньги от туризма именно на сохранение культурного наследия.

Потом было покушение на мою жизнь, как вы знаете, я не смогла продолжать исполнять свои обязанности, пришел другой министр и первым делом снова отсоединил туризм, потому что туризм - это большой бизнес.

- Мне кажется, в этом тоже большая проблема, когда каждый министр начинает все сначала. Впрочем, как и каждое новое правительство. Нет у нас какой-то последовательности, единой дороги, по которой бы мы все шли, министр за министром. Наоборот, тот присоединили, тот отсоединил, и так по кругу.

- Вы правы абсолютно. Поэтому, когда я была на должности министра, мы создали объемный исследовательский документ "Культурная политика Украины" - это настольная аналитическая книга для каждого министра. Она находится в министерстве. Это единственный документ единственного министерства, которое после себя оставило дорожную карту прошлого, нынешнего и будущих перспектив развития страны.  

А вот пользовались ли ею? Те люди, которые приходят для того, чтобы удовлетворить свое эго, они работают именно в таком стиле, о котором вы говорите.

- Не думаете, что и очереди желающих идти в министры попросту нет? В последние годы наше Министерство культуры больше занимается политикой, нежели культурой.

- Очереди нет по той причине, о которой мы говорили в первом вопросе. Все сводится к тому, кто поддерживает Зеленского, а кто не поддерживает. И люди мыслящие не хотят к этому процессу присоединяться. Я считаю, те люди, которые готовы брать на себя ответственность, которые понимают ситуацию, в которой мы сегодня находимся, особенно в сфере культуры и образования, обязаны поработать в это время не на президента, какую бы фамилию он ни носил, а на украинский народ и украинскую перспективу.

- Что самое сложное в работе министра культуры? Выбить бюджет, недостаток внимания…

- Когда я заняла должность и вникла в бюджет, даже в тот небольшой, заложенный в те годы, сказала журналистам, что у Министерства культуры есть даже много денег. Просто нужно пересмотреть статьи расходов. У нас же каждый депутат, который находится в Верховной Раде и как-то соприкасается со сферой Министерства культуры, пытается придумать себе какую-то программу, заложить под ту программу какие-то деньги и потом себя прекрасно чувствовать.

Поэтому главное, с чем я столкнулась, это надобность почистить программы, выбрать эффективные и продуктивные. И если вы вспомните то время, больше всего меня тогда начали критиковать мои коллеги из фракции. Потому что, когда я пересмотрела бюджет, увидела, как некоторые политики пытались реализовать свои личные и бизнесовые интересы за счет культуры.

Тут самое важное – доверие и публичность тех или иных направлений, программ, на которые идет финансирование. Важно обсуждать программы, которые заложены в бюджет, с экспертами, отстаивать только те статьи финансирования, которые действительно нужны, а если есть потребность - сформировать новые, не бояться. Хотя это и сложная процедура.  Но главное - доверие. К тем заданиям, приоритетам, попыткам, стремлениям, программам, которые данное министерство, возглавляемое конкретным человеком, будет осуществлять.

Кстати

Мнение Оксаны Билозир в чем-то разделяет и известный писатель Сергей Жадан. Слова президента о кадровом голоде он прокомментировал в Фейсбуке так:

"Заявление президента о том, что они не могут найти министра культуры и обращались с этим к культурному сообществу – не шутка. Я получил от них сообщение с просьбой посоветовать кого-нибудь на должность министра (была у них такая рассылка). Ясное дело, не посоветовал – нужно сильно не любить человека, чтобы посоветовать ему быть министром в этом правительстве".

И добавляет:

"Даже искушения согласиться на эти предложения не возникало – поскольку сразу было понятно, что все их инициативы и инновации завершаются тем, что урежут финансирование культуры".

Фото: Соцсети

Читайте также

Зеленский - о назначении друзей на должности: Не кумовство, а кадровый голод

Владимир Зеленский объяснил назначение на должности своих знакомых их опытом и кадровым голодом. На пресс-конференции по случаю годовщины президентства кореспондент "УП" привел в пример Андрея Ермака, Сергея Шефира, Сергея Трофимова, Ивана Баканова и Ирину Венедиктову. И напомнил цитату Зеленского про то, что ни один кум или армейский друг не будет назначен.