Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Прецедент с "Азовом" создали, чтобы снизить цену на газ?

Прецедент с
Фото: Фото УНИАН.

Лоцманы были готовы пропустить корабль

Скандал, связанный с БДК "Азов" и действиями Керченского центра регулирования движения судов, эксперты называют "политическим прощупыванием". По их словам, наша страна набирает бонусы и готовится к новому витку газовых переговоров между Украиной и Россией. Ситуацию уже окрестили "второй Тузлой". Напомним, по информации российских моряков, за прохождение по Керчь - Еникальскому каналу (Керченский пролив) украинская сторона потребовала с БДК "Азов" деньги (смотри "КП" от 10 сентября и сайт kp.ua). Не пожелав платить "мзду", экипаж решил отправиться в город Азов по более опасному пути - вдоль российского берега. Благо корабль не сел на мель и удачно пришвартовался в точке назначения. Там моряки приняли участие в мероприятиях по случаю 944-летия города. А сегодня они уже направляются домой.

- Прежде чем вернутся на базу в Севастополь, судно зайдет в порт Новороссийска, - рассказали "КП" в пресс-службе ЧФ РФ. - На его борту помимо 95 членов команды находятся также военный оркестр и почетный караул.

Керченские лоцманы, которых якобы отказался взять на борт командир "Азова", говорят, что скандал создан искусственно.

- Мы говорили с командиром "Азова" - все согласовано, есть взаимопонимание, - рассказали "КП" в Керченском центре регулирования движения судов. - Конфликта, о котором писали СМИ, вообще как не было, так и нет. Когда судно вышло из Севастополя, нам сообщили, что идти в Азов будут вдоль российского берега по Таманскому пути. Корабли такого размера вообще могут не брать на борт лоцманов, и делать их это никто не заставлял.

На повестке дня может появиться вопрос о Тузле

Судоводители вспоминают, что, когда корабль подошел к Керченскому проливу, капитан "Азова" резко поменял свое решение и запросил разрешение пройти по Керчь-Еникальскому каналу, так как глубина у российского берега маленькая и судно может сесть на мель.

- В этом случае на банковский счет за наши услуги должны были перевести порядка 200 гривен, - поясняют судоводители. - Такая сумма взимается нами со всех судов, проходящих вдоль украинского берега. Деньги берут за отслеживание их координат и предупреждение капитана корабля об опасностях. "Азову" дали команду бросить якорь у входа в Керченский пролив и ждать, пока судоходный канал освободится. Спустя некоторое время капитан снова изменил свое решение и направился в точку назначения по Таманскому пути.

Моряки поясняют, что каждый день по Керчь-Еникальскому каналу проходит 70-100 судов и провести военный корабль по фарватеру вне очереди очень сложно. По мнению специалистов, скандал произошел из-за того, что капитан "Азова" неправильно истолковал ситуацию своему начальству. А вот политологи связывают конфликт с "газовой войной".

- В переговорах с Россией Украине нужны компенсаторные моменты, при помощи которых можно было бы снизить цену на газ, - рассказал "КП" крымский политолог Александр Форманчук. - Государственные границы в Керченском проливе до сих пор четко не определены - нет документов, которые бы регламентировали правила судоходства в этом регионе. Если Россия и дальше будет настаивать на высокой цене за "голубое" топливо, Украина может потребовать плату за прохождение российских кораблей через Керченский пролив. Наша страна ищет пакетный вариант решения газового вопроса. Официальная Москва до сих пор никак не отреагировала на тревожные сообщения. А вот специалисты уверены, если наша страна и дальше будут провоцировать конфликты в проливе, вскоре на повестке дня может вновь появиться вопрос о Тузле.