"АЗИАТСКИЕ ТУРИСТЫ – НОВАЯ НАДЕЖДА КРЫМА"
– Александр Сергеевич, расскажите о инвестиционной выставке в Китае, в которой принимал участие Крым.
– У украинцев много заблуждений по отношению к Крыму, представьте, сколько мы не знаем о Китае! Сегодня Китай это не экзотика, это экономическая столица мира, с которой хотят сотрудничать все. В этом году с Китаем заключили договора и Грузия, и Румыния, и Турция. Идет успешное сотрудничество. 58 миллионов человек в прошлом году выехали из Китая как туристы. Большая часть этих туристов выезжают группами. У китайцев самое популярное для путешествий время года – с октября по март. Выезжая группами, китайские туристы преследуют, прежде всего, экскурсионные цели, на втором плане – оздоровительные. Они любят очень жесткий график: им не нужны пятизвездочные отели, важно только, чтобы под рукой была традиционная китайская еда. Экскурсионные маршруты должны быть связаны с историей цивилизации, немного готовы уделить времени ландшафтом. Когда мы беседовали с китайскими представителями на выставке, их интересовала история скифов, история подвигов коммунистов. Последнее показать не сложно, но нам будет просто стыдно, в каком состоянии находятся все эти объекты достижений.
– Что сегодня Крым может предложить китайским туристам?
– Такой продукт мы создали вместе с ведущими крымскими туроператорами, отелями и базами отдыха, когда туристы смогут проводить 2 дня в Стамбуле и 4 дня в Крыму – две ночевки в Евпатории (отель "Империя") и две в Алуште (отель "Золотой колос"). В этих отелях появится китайская кухня, и вообще все будет на китайском языке. Стандартная китайская группа туристов – 40-70 человек. Будут появляться новые маршруты, принимать сможем больше. Главная задача – начать. Сегодня соединение с Китаем, к сожалению, возможно только через Турцию, а не через Киев. Со временем мы будем работать напрямую через аэропорт Симферополь.
|
– Каких результатов удалось добиться?
– С каждым из ведущих туроператоров Китая мы встречались на этой выставке. Было подписано 6 протоколов о намерениях между минкурортов и туризма и этими компаниями о содействии в том, чтобы создать туристический поток азиатских отдыхающих в Крым. Получилось 5,5 тысяч человек, которые в 2012 году посетят полуостров. В этом году нас уже посетили 5 тысяч французов. Кто-то это заметил? Неправильно думать, что если к нам поедут азиатские туристы, то только с целью остаться в Крыму и работать. Если посмотреть на их уровень жизни, здесь возникнет вопрос, кто еще и куда поедет на работу! На фоне 6 миллионов туристов, которые нас посетили, это очень мало. Но нужно с чего-то начинать.
– Какие трудности возникли при подписании протоколов?
– Наша страна входит в число 120 государств, которые рекомендованы в Китае как более "благоприятные" для туризма. Проблема в том, что Украина входит в семерку стран, которые не подписали меморандум взаимопонимания по организации поездок. Уже 10 лет китайцы присылают нам свой меморандум, а мы все эти годы отвечаем за подписью разных людей. Китайцы недоумевают. Все эти 10 лет за курорты и туризм в нашей стране кто только не отвечал. И только сегодня ситуация начинает выравниваться. В меморандуме китайцы предлагают не трогать визовые вопросы, но определить список туроператоров, с которыми они могут сотрудничать. В Украине рыночная конкуренция, мы не можем определять частных исполнителей. И это первая нестыковка с азиатскими коллегами. В этом году Украина подписала с Китаем соглашение о стратегическом партнерстве. 5 миллионов долларов – выручка, которую даст проект по туризму. Эйфории мы не испытываем.
"КИТАЙСКИЕ ТУРИСТЫ ПРИВЕРЕДЛИВЕЕ, ЧЕМ РОССИЙСКИЕ"
– Почему Крым ориентируется именно на азиатских туристов?
– Мы были и в Прибалтике, были в 12 регионах России и Украины. Все эти регионы не должны "привязывать к себе" Крым. Нужно расширять географию потенциальных туристов, ведь украинцы, россияне и белорусы не поедут массово к нам с октября по май. В этом плане азиатские туристы – идеальный вариант. Пусть мы начнем с 5,5 тысяч человек, но в последующем сможем увеличивать приток туристов. Моя поездка в Китай обошлась бюджету в 37 тысяч гривен. Остальные деньги были затрачены на аренду площади в инвестиционных выставках. Участие в таком мероприятии – имидж любой страны. От нас хотят, чтобы мы сразу привезли эти 5,5 тысяч китайских туристов в чемодане и 20 тысяч инвесторов, которые сразу же построят сотни отелей в Крыму, и мы сразу обгоним Турцию. А так не может быть. У этой поездки результаты будут. Визит можно было подготовить лучше, что и постараемся сделать в следующем году.
|
– Как будет развиваться санаторно-курортный комплекс Крыма?
– 27 декабря мы выносим проект постановления Совмина Крыма о подготовке следующего сезона. Раньше такое постановление выносилось в конце февраля. Курортный сезон начинается 1 января, а заканчивается 31 декабря в 00 часов. Если раньше мы готовились к летнему курортному сезону, теперь нужно работать круглый год. Новая программа начнет реализовываться с 31 марта 2012 года на деньги Евросоюза, который и будет гарантом этой реализации. Сегодня от министерства курортов и туризма требуют все: убрать "веревочников" с пляжей, решить проблему с мусором и ЖКХ. В нашем министерстве работает 40 человек. Например, вопросами пляжей занимается 1 человек. У нас хорошая команда, но проблема в достойной оплате труда. Чиновник у нас имеет оклад 1300 гривен. Любой бизнесмен даст большую зарплату хорошему специалисту. Если мы хотим требовать от чиновников результат, нужно повышать им зарплату. Оклад министра курортов и туризма АРК – 3500 гривен плюс премии.
– Какие действия нужны для развития курортного Крыма?
– Большая имиджевая реклама, включающая в себя ролики на ведущих каналах России и Белоруссии, размещение на билбордах и листовках. Печатная продукция будет распространяться в поездах, самолетах и на вокзалах. Сумма мероприятий – 5 миллионов гривен, которые мы просим выделить из крымского бюджета.
Одна из проблем – отсутствие информированности. Даже мэры городов не знают, что в Крыму в хорошем санатории можно отдохнуть за 30 долларов в день. Это 5 медицинских процедур, включая ручной массаж, питание по шведской линии, проживание и диагностику. 300 долларов за 10 дней! Такие санатории в Крыму есть в Алуште, Евпатории и Саках.
Наши санатории привыкли к госзаказам по путевкам. Цена госзаказа – 244 гривны за сутки отдыха с полным обслуживанием плюс 15% откат некоторым службам, организовывающим этот госзаказ. Санатории борются за эти деньги. Многим представителям санаториев я говорил, что если бы вы с таким рвением искали индивидуального клиента, работали бы не с чиновником, вы зарабатывали бы на порядок больше. Можно сделать групповые путевки для предприятий, которые будут намного дешевле обходиться для руководителей этих предприятий.
Важный момент – работа с туроператорами. Попробуйте в Турцию съездить дикарем! А в Крым почему-то так многие едут. В Крыму 200 туроператоров. Из них реальных 7-10, остальные – спекулянты. Поэтому одна из основных задач – замещение госзаказа другим видом путешествия.
|
В Херсоне есть город-курорт государственного значения Скадовск, в Запорожье -есть город-курорт государственного значения Бердянск. Алушта, Ялта и Евпатория не имеют такого статуса. В Крыму только один город-курорт государственного значения – Саки. Что дает такой статус? Это особые условия ведения деятельности на территории города: табу на разбазаривание земли, табу на промышленные проекты. Это особые условия для развития города как курорта. А еще такой город имеет право на получение денег из государственного бюджета. В Крыму много городов претендует на такое право. Статус города-курорта в следующем году может получить Алушта.
"ЧИНОВНИКИ НЕДООЦЕНИВАЮТ ПОЛЬЗУ СОЦСЕТЕЙ"
– Будет ли в Крыму развиваться автотуризм?
– Автотуризм в Крыму нужно развивать. Для этого мы договоримся с компаниями, которые занимаются продажей и сдачей в аренду автофургонов. Они будут распространят буклеты с рекламой Крыма, как курорта в который можно приехать на автомобиле, остановиться на оборудованной стоянке и прекрасно отдохнуть.
– Для чего нужен туристический кодекс? Чем он поможет развитию туризма в Крыму?
– Крым претендует на право быть флагманом по внутреннему туризму в стране. Мы готовы разрабатывать законопроекты, которые позволят таким Крым сделать. На встречу пошел Евросоюз. В течение следующего года мы внимательно изучим международный опыт по "туристическому кодексу". Это свод законов о курортах, о развитии внутреннего туризма. Понимать это нужно именно так.
– Евро-2012 отнимет у Крыма часть туристов? Как будете с этим бороться?
– Думаю, что добавит. В Евро-2012 будет приезжать много людей, желающих поселиться в общежитии. Во всех общежитиях будут разложены маршруты выходного дня между матчами в Крым. Преимущество у санаториев и отелей, где туристов встретят на английском языке.
– Среди крымских чиновников вы самый активный пользователь соцсетей в Интернете. Это помогает в вашей работе?
– Я не мерялся ни с кем по этому показателю. Соцсети для меня -природный процесс. Я в них нуждаюсь. Веду бурные дебаты с Андронаки и Максом Кошелевым. Я нормально отношусь к критике. Из соцсетей я получаю оперативное мнение журналистов и аналитиков. Интернет позволяет открыто заявлять свою точку зрения. Считаю, что многие чиновники недооценивают возможности общения через Интернет. Это очень полезный вид коммуникации. Борис Колесников у меня в друзьях, мы часто общаемся.
Прямую линию подготовил и провел Александр ГУНДЛАХ
Фото Сергея ТАРАДАЕВА