Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Прямая линия: Председатель Крымского экспертного совета по сейсмической опасности Белла ПУСТОВИТЕНКО: "Очень скоро человек научится предсказывать землетрясения".

Прямая линия: Председатель Крымского экспертного совета по сейсмической опасности Белла ПУСТОВИТЕНКО:

"ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В КРЫМУ НЕ МИФ, А РЕАЛЬНОСТЬ"

Грозит ли Крыму землетрясение?

– Конечно, оно будет. Такова природа нашего региона. Когда будет землетрясение, сказать сложно. Для того чтобы произошло сильное землетрясение, должен пройти процесс накапливания энергии, которая и выплескивается в землетрясение. Катастрофы у нас бывают редко, но землетрясение возможно. Строители должны учитывать этот факт, поэтому новые здания должны строиться согласно нормативным актам. В Крыму всегда происходят землетрясения, но они слабые, и не ощущаются людьми. Мы следим за сейсмической обстановкой. У нас работает 7 станций, которые фиксируют все колебания. Турецкие землетрясения на особом контроле, ведь для нас это потенциальная опасность. Процесс движения земной коры остановить невозможно. Это живой организм. Накапливается напряжение, которое время от времени сбрасывается в виде землетрясений. У нас с интенсивностью в 8 баллов один раз в 500 лет могут быть землетрясения от Севастополя до Керчи. Симферополь в 7-бальной зоне. Паника приносит больше проблем, чем само землетрясение. Что толку говорить об этом, если мы точно не знаем, когда оно будет. Это может произойти в любом регионе Крыма, однако со стопроцентной уверенностью говорить нельзя. 

 

– Возможно ли в Крыму возникновение разрушительного цунами?

– У нас тоже возникают цунами, но волны в Черном море при этом небольшие – до одного метра. Волнам негде разогнаться, потому что бассейн замкнутый.

Существует два вида колебаний, когда происходит смещение одно блока относительно другого, образуются продольные волны, которые идут с большой скоростью, и поперечные – сдвиговые. В результате – вторая волна идет с меньшей скоростью, чем первая. То есть вторая волна опаздывает, она может прийти на ЮБК, например, на 10 секунд позже. Если вы находитесь на первом этаже – можете только успеть выбежать. Ни в коем случае нельзя выбегать с девятого этажа, тем более пользоваться лифтом. Конечно, и выбрасываться из окон нельзя. 9 сентября в районе Симеиза мы зафиксировали 9 подземных толчков. Землетрясение в 3-4 вы не почувствуете на улице и в транспорте. Такие толчки заметны только по колебаниям люстры в квартире.

 

"УЧЕНОГО В БИЗНЕСМЕНА ПЕРЕДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ"

– После 1927 в Крыму начали разрабатывать нормативные документы по строительству зданий. Тогда землетрясение уничтожило все постройки Партенита, Ялта пострадала на 70%. Современные нормы предусматривают весь предыдущий накопленный экспериментальный материал. В нашей базе данные о 3000 землетрясений в Крыму. С 1998 года в Крыму все дома строятся с учетом новых данных о сейсмической опасности. В 2006 вышел государственный акт для всех регионов Украины. Сегодня существует контроль над тем, как соблюдаются нормы при строительстве зданий. Разработаны документы для особо ответственных сверхответственных объектов, гибель которых может привести к экологической катастрофе на республиканском или государственном уровнях. 

– Традиционный вопрос: ваша профессия – сложная?

– Профессия очень ответственная. Я отдаю весь свой опыт и знания. Мы контролируем сейсмическую ситуацию, как экспертный совет. Мы должны правильно информировать граждан, правительственные органы и МЧС.

– Нужно ли страховать жилье от землетрясения?

– Если будет разрушительное землетрясение, то можно будет обратиться в страховую компанию для возмещения убытков. Это мировая практика. Застраховать от землетрясения жилье в Армянске вряд ли имеет смысл. Нужно обращаться к нормативным актам, в которых ученые называют сейсмически опасные регионы. Для этого и существует наша комиссия.

 

– Ваша отрасль страдает от нехватки молодых специалистов?

– У нас очень низкие зарплаты. Пытаемся поощрять молодых специалистов. Делаем это, как можем, в том числе и "азартом" профессии – нужно заинтересовать молодого человека. Это интересная профессия. У нас работают в основном специалисты пенсионного возраста. Ученого переделать на бизнесмена невозможно. Если государство поднимет зарплаты, то к нам придут молодые специалисты. Когда я начинала свой трудовой путь, мы все были молодые. Не было специалистов "великовозрастных". Мы были из одного поколения. Наука страдает сегодня от нехватки кадров. У нас было 14 сейсмических станций, сегодня работает 7. Сейсмология – молодая наука, но она набирает обороты. Это экспериментальные знания, которые необходимо постоянно накапливать. 

Прямую линию подготовил и провел Александр ГУНДЛАХ

Фото Сергея ТАРАДАЕВА