Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Проректор ТНУ им. В. И. Вернадского Александр ТИМОХИН: "Интернет меняет качество и технологию знаний современных студентов".

Проректор ТНУ им. В. И. Вернадского Александр ТИМОХИН:

"ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ РАБОЧИЕ МЕСТА!"

- Здравствуйте, Александр Михайлович! Как в крымских вузах проходит вступительная кампания 2011?

- В этом году у вступительной компании было две особенности. Первая особенность была связана с демографической ситуацией. Количество выпускников было в два раза меньше, чем в прошлом году. Вторая особенность заключается в том, что впервые абитуриенты могли подавать заявления в вузы через Интернет, пользуясь электронной системой, разработанной министерство образования Украины. Подача документов длилась месяц, хотя традиционно этот срок всегда длился две недели. Благодаря этому вступительная кампания прошла довольно спокойно и успешно. Ажиотажа не наблюдалось. Госбюджет был уменьшен в этом году, опять же из-за небольшого количества выпускником школ. Некоторые вузы не выполнили госзаказ.

- Какой уровень знаний абитуриентов в этой вступительной кампании?

- По-разному отвечают абитуриенты: кто-то просто уходит, даже не открыв своего задания, кто-то рисуют какие-то картинки. Но в целом уровень знаний абитуриентов достаточно высокий.

- В Крым едут поступать в вузы из других регионов Украины?

- Мы проводили статистический анализ заявлений. 80% абитуриентов – крымчане, остальные 20% - выпускники школ, приехавших поступать с южного региона Украины. На протяжении всего учебного года мы работали с учащимися одиннадцатых классов, за это время посетили чуть ли не каждую школу полуострова.

 

 

- Как обстоит дело с дальнейшим трудоустройством выпускников?

- Номинально 80% выпускников сообщают о дальнейшем трудоустройстве. К сожалению, сегодня нет взаимодействия между вузами и потенциальными работодателями, например, такого, какой был в советском государстве. Хотя работа идет с республиканским центром занятости, с профильными министерствами над тем, чтобы такой механизм разработать. Многое зависит не от вуза, но от рынка труда. Здесь должный работать государственные программы по трудоустройству молодых специалистов. Это делается не за год и не за два. Ежегодно мы проводим ярмарки вакансий. Но этого очень мало.

- Какие специальности пользуются популярностью у абитуриентов?

- Приоритеты у абитуриентов не меняются на протяжении многих лет. Лидеры по специальностям – международная экономика, туризм, право, факультет иностранной филологии. Гораздо легче трудоустраиваются выпускники, получившие фундаментальные знания по математике, физике, химии. Экономисты и юристы тоже трудоустраиваются легче.

- Выбор у абитуриентов богатый: на сегодняшний день в Украине 854 вуза 1-4-го уровней аккредитации. Чем, на ваш взгляд, нужно руководствоваться при выборе вуза?

- Наличие лицензии и аккредитация вуза. Это позволяет осуществлять учебному заведению набор, а аккредитация позволяет выдавать дипломы. Наш вуз имеет четвертую степень. Это означает, что мы можем выдавать дипломы бакалавров, специалистов и магистров. Это формальный критерий. К неформальным относится качество образования. Нужно смотреть на традиции учебного заведения: если вуз открыт два-три года назад, вряд ли он еще находится на высоком уровне, в отличие от учебного заведения, работающего не один десяток лет. Количество студентов, преподавателей и материально-техническая база – вот еще на что нужно обращать внимание. Еще и обеспечение студентов жильем на время обучения.

- Помогают ли реально подготовительные курсы поступить в вуз?

- Бытует мнение, что человек, посещающий подготовительные курсы при вузе, обязательно поступит, но ведь дополнительные баллы дают далеко не все курс.

- Нужно ли абитуриентам "бороться" за дополнительные баллы?

- Дополнительные баллы начали давать только в этом году. Воспользовались этим только 14 человек из 7 тысяч. Будет ли эта практика в следующем году, пока не знаю. Но этот механизм ни в коем случае не умоляет способностей других абитуриентов.

- В этом году была введена в действие система электронной подачи документов. Будет ли это направление развиваться в 2012 году? 

- Это был эксперимент. Его результаты подводить рано. Его лавная задача – не только облегчить подачу документов в вузы, но и чтобы создать единую электронную базу абитуриентов. Были и курьезы, но потом все разрешилось. Технические ошибки были исправлены. В этом году мы рекомендовали подавать документы лично. Но если человек воспользовался этой системой, мы рекомендовали все равно дистанционно следить за ситуацией, чтобы не потерять обратной связи. Оценим эту работу через пару месяцев.

"ВОЕННАЯ КАФЕДРА НУЖНА ВО ВСЕХ КРЫМСКИХ ВУЗАХ"

 

- Какова доля коммерческого образования в крымских вузах?

- Многие вузы в этом году понизили стоимость обучения для того, чтобы набрать достаточное количество студентов. Вузы не имеют право менять стоимость обучения, которое записано изначально в контракте, кроме повышения по индексу инфляции. Некоторые недобросовестные вузы запустили другой механизм – варьирование цены на обучение за разные годы. Абитуриентам говорили стоимость первого года обучения – она была занижена. В последующие годы цена менялась. В результате получались совсем другие суммы.

- Хватает ли вузу тех денег, которые он зарабатывает на коммерческих студентах?

- Это сложный вопрос. Любой вуз старается заработать. Это нужно для улучшения материально-технической базы, улучшения условий обучения и повышение зарплат для преподавателей. Количество абитуриентов, поступающих на коммерческой основе, в последние годы уменьшилось. Но это связано не со стоимостью обучения, но с демографической ситуацией и постоянно увеличивающимся количеством филиалов и мелких вузов, которые предлагают якобы качественное образование за маленькие деньги.

- Когда в Крыму в вузах появятся военные кафедры?

- Если в вузе есть военная кафедра, то каждую субботу со студентами проводятся занятия. Сейчас все военные кафедры платные. Срок обучения – два года. По итогам – младший лейтенант. Наши студенты ездят в Севастополь. Но в скором времени у нас должна появиться военная кафедра.

- Коснулась ли крымских вузов программа оптимизации?

- Политика сегодня такова, что оптимизация должна осуществляться на добровольных началах. У вузов самих должно быть желание объединяться. Одесская академия внутренних дел в Симферополе сегодня расформировывается. Всех ее студентов распределяют по другим вузам. В принципе, такая оптимизация не страшна, потому что учебные заведения Крыма готовы к такой ситуации. Качественное образование эти студенты получат.

- Стоит ли студентам госбюджета ожидать реального повышения стипендий?

- Размер стипендий повышается несколько раз в год. Сегодня минимальная стипендия 530 гривен. Наверное, это мало. Но когда будет повышение, сказать не могу.

 

- Какой уровень знаний у современных студентов?

- В Киеве проводили тест для студентов пятых курсов по общим знаниям. Результаты были не очень хорошие. Но как только этот же тест провели среди второкурсников, плюс разрешили пользоваться Интернетом, результаты    имели почти стопроцентный успех. Нынешние студенты не так много читают, они не имеют в памяти достаточно фактов, но при этом сегодня молодые студенты более креативные и сообразительные. Катастрофически сильного падения знаний не произошло. Уровень соответствия требуемым знаниям сегодня высокий. Система ВНО только лишь лишила молодых людей мотивации в выборе профессии.

ТИМОХИН Александр Михайлович

Родился 27 декабря 1978 г.

Окончил в Таврическом национальном университете им. В.И. Вернадского исторический факультет по специальности "философия" и магистратуру юридического факультета по специальности "правоведение".

В 2003 году закончил аспирантуру с отрывом от производства при кафедре философии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности 09.00.01 – онтология, гносеология, феноменология.

Ученое звание – доцент (с 2008 г).

В университете работает с 2001 года в должности ассистента, с 2005 – в должности доцента.

Область научных интересов: теория и философия права, практическая философия, история правовых учений.

Читает курсы лекций по дисциплинам:

- Практическая философия

- Философия права

- История философии

Автор более 30 публикаций, в том числе, соавтор трех коллективных монографий.

 

Прямую линию подготовил и провел Александр ГУНДЛАХ

Фото Сергея ТАРАДАЕВА