Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Галина КЛИМЕНКО: "Аутизм – не приговор!"

Галина КЛИМЕНКО:

"ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА РЕБЕНКА-АУТИСТА"

– Насколько остро сегодня стоит проблема детского аутизма в Крыму?

КРАВЧЕНКО Ирина Анатольевна, заведующая отделением № 8 КРУ КРПБ №5, детский врач-психиатр:

- Само понятие "аутизм" говорит о том, что у таких детей имеются определенные проблемы, которые еще в 1943 году описал Лео Каннер. Нет данных о том, что такой диагноз встречался часто в то время. Но сегодня мы имеем значительный рост заболевания. В Украине за последние пять лет показания по аутизму выросли в пять раз. Например, в США за последние двадцать лет детей, страдающих аутизмом, стало больше на 516 процентов. Это очень много. Из ста здоровых детей признаками аутизма обладает как минимум один ребенок. В Крыму выявлено около 70 детей с этим недугом. Это вершина айсберга, потому что не все мамы обращаются за современной медицинской помощью. Многие кочуют по экстрасенсам и колдунам, к врачам нетрадиционной медицины.

 

В мире выдвигается множество теорий о том, что такое на самом деле аутизм и как его излечить. Ни одна из теорий не подтверждена, поэтому лечение проводится только симптоматически. Единой таблетки, которая убрала бы всю симптоматику, не существует, к сожалению. До трехлетнего возраста ребенок развивается нормально, а потом может произойти внезапный регресс речи. На этом фоне идет аутизация – уход в себя. У таких детей нарушается коммуникация: они не общаются со сверстниками. Еще одним симптомом является стереотипия – набор повторяющихся движений. Например, бег по кругу, многократное похлопывание, подпрыгивание, приседание.   

– Почему родители детей-аутистов не обращаются за медицинской помощью?

Ирина КРАВЧЕНКО:

- Очень мало информации об этом заболевании распространяется в нашем государстве. Во-вторых, у наших людей предвзятое отношение к психиатрии. Когда я начинала работать в 90-е годы, детей прятали от врачей-психиатров. Доверие населения играет в этом отношении немаловажную роль.

– Что такое инклюзивное образование?

КЛИМЕНКО Галина Ивановна, президент Крымского БФ "Аутизм-2006", психолог, педагог, координатор Инклюзивного ресурсного центра канадско-украинского проекта "Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине", мама ребенка-аутиста:

- Это особая модель образования, помогающая ребенку адаптироваться в окружающей среде. В западных странах ребенок ходит учиться в ту школу, которая находится ближе всего к его дому. Мы существуем уже много десятилетий в другой модели. Для нас инклюзивное образование – новый подход. Подходы в педагогике давно уже отработаны. Но поскольку дети с аутизмом это не просто дети с умственной отсталостью, ведь у них идет нарушение коммуникации и восприятия, что ведет к социальной дезориентации. Инструментов для общения с такими детьми на уровне государства нет. Не созданы для этого в нашей стране специальные институты.

 

Когда ребенок-аутист попадает в общеобразовательную школу, ему необходима сопроводительная помощь специалиста. Родители таких детей вынуждены самостоятельно искать помощи в Интернете. Пока это заболевание не заявлено официально в Украине. Те люди, которые сталкиваются с этой проблемой, понимают, что мы на пороге катастрофы. Общество не готово адекватно относиться к этой проблеме. Многие специалисты не до конца понимают что такое аутизм. В нашей стране нет социально-психологической помощи родителям детей-аутистов. Невозможно помочь ребенку, не помогая матери, находящейся в глубокой депрессии. Но это не задача врачей, но задача социальных служб. Дай Бог, чтобы такая семья нашла хороших специалистов. Такие семьи очень трудно идут на контакт. Наша задача – поделиться информацией. Нужна консолидация не только родителей, но и специалистов. К государству мы не обращались за помощью. Да это и бесполезно, потому что тебя сразу спросят: "А сколько вас?". Мы хотим создать альтернативную базу данных, чтобы каждый мог найти друг друга.

– Есть ли в Крыму специализированные школы для детей-аутистов?

МЕЛЬНИКОВА Виктория Олеговна, учитель начальных классов специальной общеобразовательной школы "Злагода":

- Есть такая школа. У нас обучаются дети, имеющие проблемы психо-физического развития. В этом году 10 детей из 14 ушли в массовые школы. Это хороший результат. Сегодня у нас в школе обучается 18 человек. Дети обучаются у нас до 18 лет, все зависит от степени сложности заболевания. Иногда дети остаются на повторный курс. Программа обучения подбирается индивидуально для каждого ребенка. С аутистами все сложнее. Во-первых, очень сложно диагностировать уровень развития интеллекта. 10 процентов детей-аутистов имеют сверхвозможности. Вся проблема в том, что такие детки не открываются до конца, они очень закрыты. Мы видели как в Польше отлажена система выявления детей-аутистов, их сопровождение вплоть до сорокалетнего возраста. Чем раньше выявляется аутизм, тем быстрее будет процесс социальной адаптации человека. Очень часто к нам приводят восьмилетних детей, родители которых жалуются на то, что им было везде отказано в обучении с мотивировкой, что такие дети учиться вообще не могут. Это вызывает возмущение! Еще одна проблема в том, что общеобразовательная программа у нас для всех одна. А ведь детям-аутистам нужны индивидуальные условия. Эти дети могут адаптироваться и стать полноценными членами общества. Это важно знать, тогда и отношение общества будет совсем другое.

 

 

"ДЕТИ-АУТИСТЫ НЕ ПОНИМАЮТ ОБМАНА"

 

– Что в первую очередь делать родителям, ребенку которых поставили диагноз аутизм?

НЕСТЕРОВА Вероника Вячеславовна, член правления БФ "Аутизм-2006", мама ребенка-аутиста:

- Моему второму ребенку поставили диагноз "аутизим". До трех лет он развивался нормально. Но потом произошли изменения. Теперь я понимаю, что чувствуют родители детей-аутистов! Это жуткая депрессия, уход в себя, чувство стыда. Благодаря специалистам мы справились с этой проблемой. Мы начали изучать недуг, чтобы оказать адекватную помощь моему ребенку. Первый год мы привыкали к школе. Только спустя время появились результаты. Депрессия длится не месяц и даже не год. Родители должны объединяться, общаться и помогать друг другу. Дети-аутисты не понимают обмана. У таких детей начинается истерика, когда им предлагают что-то сделать взамен на вознаграждение, а в результате не дают. Аутисты не понимают этого.   

 

Галина КЛИМЕНКО:  

– Состояние родителей жуткое. Мы привыкли выглядеть нормальными в обществе. Родители детей-аутистов должны объединяться. В общении между собой появится доверие и равновесие. Уйдет чувство вины, и в результате наладится жизнь! Я всегда говорю родителям, которые обращаются к нам за помощью, что они должны знать все о своем ребенке. А где получить информацию? В сельской местности нет даже Интернета, часто люди там вообще впервые слышат о такой болезни. Аутизм для нас – особое восприятие мира, но чтобы это понять нужно пройти весь путь и изучить проблему и снаружи, и изнутри.

– Сколько в Украине центров помощи детям с особыми потребностями?

Ирина КРАВЧЕНКО:

– Во Львове есть центр, оказывающий помощь не только детям-аутистам, но и с разными психо-физическими патологиями. Там осуществляется грамотная многоуровневая помощь по всем европейским стандартам. Есть центры и общественные организации по всей Украине. В Крыму мы находимся на пути становления.

 

 

Ребенок с рождения должен иметь своего врача. Это и педиатр, и психотерапевт, и возрастные специалисты, которые будут вести его всю последующую жизнь. Тогда не будет вопросов ни у родителей, ни у детей.  

 

Прямую линию подготовил и провел Александр ГУНДЛАХ

Фото Сергея ТАРАДАЕВА