Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Путешественник Игорь ПОХВАЛИН: «В Катманду бываю чаще, чем в Бахчисарае!»

Путешественник Игорь ПОХВАЛИН: «В Катманду бываю чаще, чем в Бахчисарае!»

«ЧТОБЫ СТАТЬ АЛЬПИНИСТОМ НУЖНО ПРОСТО ПОЙТИ В ГОРЫ!»

– Игорь Васильевич, когда вы решили стать альпинистом?

– Когда, человек вначале своего жизненного пути от ума строит стратегию будущей жизни, если ему суждено заниматься любимым делом, то все совпадает. А если нет, он всю жизнь делает нелюбимую работу. Мне повезло в интуитивном ощущении заниматься тем, что мне нравится. Хотя я мог бы делать разные вещи не потому, что я такой одаренный и талантливый, а потому что мне это интересно. Одаренность – это трудолюбие. 

У меня 237 номер в международном рейтинге. В 2008 году я закончил программу клуба «7 вершин» восхождением на Мак-Кинли в Северной Америке. Мне было приятно. Здесь можно поставить точку. Я доволен, что смог издать свою книгу. Про текст говорить не могу, так как это не скромно. Но издание мне нравится. Кто-то из чиновников спрашивал, есть ли у меня какие-то заслуги? А что считать заслугами? Я был на всех материках. Мне сказали, что меня они туда не посылали. Вот такая у нас политика в государстве.

 

 

– А где вам хотелось бы пожить, кроме Крыма?

– Если бы у меня была бесконечная жизнь, я бы жил везде! Жить – находиться в том месте, где ты можешь самореализоваться. Идеальна для этого Антарктида. Там вообще никого нет. Когда мы живем в социуме, понятие внутреннего «Я» у нас размыто. Наши диалоги носят внешний характер, а для гармонии нужно внутреннее общение с самим собой. Мне очень нравится Южная Америка. Я бы с удовольствием пожил в Аргентине. Люблю Турцию. Все эти места примеряю к своему внутреннему мироощущению. Задаю себе вопрос: а смог бы я здесь самореализоваться? И понимаю, что везде смог бы поставить палатку, найти воды и немного пищи. Минимализм и самодостаточность позволяют оставаться человеком. Населяя эту Землю, не просто занимать экологическую нишу, а быть человеком и оставаться личностью.

– Такие мысли приходят в голову где-то на высоте вдали от людей?

– Нет. Я сколько помню себя, у меня такие мысли были всегда. Мне кажется, что я с возрастом стал еще более легкомысленным.

– Чего стоило крымскому онкологу покорение семи величайших вершин мира?

– Материально: то, что я зарабатываю, все уходит на мои проекты. Этого явно недостаточно. Поэтому мне помогают друзья. Материальный аспект важен, но он не главный. Нужно сделать стратегический выбор: чем заниматься. Я занимаюсь альпинизмом с 1976 года. К 1991 году я был кандидатом в мастера спорта по альпинизму и скалолазанию. Это два разных вида спорта. Это была мечта – взойти на одну вершину, потом на вторую, на третью… Стремление увидеть мир, особенно те места, в которых человек практически не бывает, стало основополагающей для меня. Мне очень нравился в советском союзе Кавказ, Памир, Сибирь, а тут вдруг оказалось, что сегодня туда гораздо сложнее попасть, чем в Катманду. Если вы делаете выбор, а потом каждый день потихоньку идете к мечте, вы можете очень многое. Нужно иметь доминирующий принцип, а все остальное под него подстроиться.

 

– На кого вы ровняетесь?

– Не обязательно, если вы занимаетесь альпинизмом, ровняться нужно на людей из этого круга. Есть люди, которые умерли, но они «живее всех живых»! А есть те, кто живы, но ничего собой не представляют, а значит, практически мертвы. Философ Лао-Цзы не имел отношения к альпинизму. Но ведь здесь главное – метод, суть. А к чему вы все это примените к жизни – второй вопрос. Универсальные понятия и знания применимы где угодно.

– Как вы относитесь к путешественнику-врачу Эрнсту Мулдашеву?

– Я знаю, что он офтальмолог. Его идеи интересны, но не мне. Я иначе вижу этот мир. Идеи Мулдашева отношу к мифотворчеству. Это ученый-феноменолог, он ищет в своем направлении. А меня интересуют факты. Для меня самое большое чудо – мир вокруг меня и я в этом мире. Природа лгать не может. Нужно прислушаться к ней, тогда найдете смысл.

– Вас тянет на вершину горы. А глубину морей и океанов хотели бы изведать?

– Вода не моя стихия. Нужно всегда уметь определиться: что твое? Многие люди в поисках дополнительного выброса адреналина начинают заниматься нелюбимым делом. Мне очень нравится открытый мир. Естественные ландшафты. 

«У ПОБЕДИТЕЛЕЙ РАНЫ ЗАЖИВАЮТ БЫСТРО!»

– Какое чувство испытываете, когда покоряете очередную вершину?

– Чувства были разные. Иногда это было чувство облегчения, потому что больше идти никуда не надо. Очень утомительные бывают восхождения. Мы совершаем это ради каких-то духовных целей. А тело для этого нужно поместить в те условия, в которых оно существовать не может. Поэтому вопрос выживания не на последнем месте. Иногда на вершине возникает радость. Не нужно забывать, что за восхождением следует утомительный спуск обратно. Например, склоны Эвереста – приличное кладбище. Там лежат люди из многих неудавшихся экспедиций. В местах, где выше 7500 метров над уровнем моря собрать мертвых людей практически невозможно. 

– Сколько времени уходит на реабилитацию после экспедиций?

– Это очередной отпуск, отдых. Но я не хочу, чтобы создавалось впечатление, что я только путешествую. Мне приходится выкраивать время между операциями. Кроме того, чтобы не было в пути: болезни, обморожения или травмы – все уходит на второй план. В прошлом году я был гидом и врачом экспедиции на Эверест. По условиям контракта я не мог зайти на вершину, но должен был следить за здоровьем участников восхождения. Конечно, у меня было плохое настроение. Вообще после покорения вершин остаточная депрессия создает много проблем, в том числе и в последующей адаптации и возвращению к привычному образу жизни.

 

– Какие особо интересные места вам приходилось посетить?

– Я был в 1986 году в район Кадар, это середина Байкало-Амурской магистрали. Там скальные пики, огромные стены, горный район размером с Францию. За этими местами огромное будущее. Человек там может находиться какое-то время, но не жить.  

– Ваш врачебный опыт помогает в путешествиях, а возвращаясь в Крым и выходя на работу, после того, как вы увидите что-то новое, какой перед вами предстает отечественная медицина?

– Я почти тридцать лет работаю онкологом, а такое впечатление, что пришел на работу только вчера. Крымская медицина находится на высоком уровне, в частности, наш онкологический центр. Так быстро летит время. У нас сдан в эксплуатацию линейный ускоритель. Онкология – наукоемкая отрасль медицины. Современные методы лечения больных сильно отличаются от тех, которые были 10-20 лет назад. Линейный ускоритель – маленький адронный коллайдер, ускоритель заряженных частиц, который можно направить в любую точку человеческого тела, где есть опухоль и успешно лечить заболевание. К сожалению, наше направление финансируется государством по остаточному принципу. Злокачественные опухоли поражают не только организм, они поражают целые сообщества. Прирост по онкологическим заболеваниям, например, по раку кожи и меланоме, возрос во много раз. Когда общество находится в состоянии перманентного стресса, когда перемены не приносят ничего хорошего - эти факторы влияют на общую картину заболеваемости населения. Иммунитет должен нести не генетические аспекты, но социальные. Человека должно защищать общество. У нас этого нет. Успехи человека сегодня связывают с научно-техническим прогрессом. На самом деле это не правильно. 20 лет назад не было мобильной связи, а сегодня мы не представляем без нее свою жизнь. Готов ли человек к такому объему информации, который в него влезает со всех сторон?

 

 

- Какие места собираетесь посетить в будущем?

- Я не был в Сахаре, но надо будет туда съездить. Ближайшая экспедиция будет в Азию на гору Арарат и в Папуа-Новую Гвинею. Недавно побывал с небольшой экспедицией в Эквадоре. Мне эта страна показалась какой-то маленькой и ненастоящей. Я ловлю себя на мысли, что все сравниваю с Крымом, который как небольшая коробочка с драгоценными камнями, и здесь такие уникальные ландшафты. Конечно, в последнее время из Крыма делают товар. Нельзя из Родины делать товар, тогда ее купит любой желающий.

Вопрос ребром

- Вы бы приняли участие в съемках программы, в которой рассказывалось бы о способах выживания в дикой природе?

-  Нет. Что важно для человека? Если поиграть, то это интересно. А если стоит вопрос реального выживания, то все, что вам показывают в этих передачах, востребовано вами не будет. Это хорошо для сытого мальчика, который решил два-три дня не помыться и получить новые ощущения. Вот когда будет все плохо, когда правила диктует смерть, вот тогда все будет выглядеть иначе.

Из досье «КП»

ПОХВАЛИН Игорь Васильевич

Родился12 октября 1957 года в городе Симферополе.

 

– В 1980 году окончил Крымский Государственный медицинский институт по специальности "Лечебное дело".

 

– C 1974 года являлся членом спасательного отряда Горноспасательной службы Крыма. Участвовал в более чем 80 спасательных работ в Крыму, Кавказе, Памире.

 

– Спасательные работы в Шахте Бездонная, Юбилейная на Чатырдаге (1982, 1984).

 

– Как врач и альпинист участвовал в 15 экспедициях альпклуба "Крым" в различные горные районы мира.

 

– Кандидат в Мастера спорта по альпинизму и скалолазанию.

 

– В 2005 совершил восхождение на высочайшую вершину мира - Эверест (8848 м.), став первым Крымчанином, взошедшим на Эверест.

 

– С 1982 года по настоящее время - ординатор хирургического отделения Крымского республиканского онкологического диспансера, врач-онколог-хирург Высшей категории, республиканский специалист по меланоме и опухолям кожи.

Прямую линию подготовил и провел Александр ГУНДЛАХ

Фото Сергея ТАРАДАЕВА