Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Директор и художественный руководитель Симферопольского государственного цирка им. Б. Н. Тезикова Борис ТЕЗИКОВ: «В XXI веке цирк будет только для взрослых!»

Директор и художественный руководитель Симферопольского государственного цирка им. Б. Н. Тезикова Борис ТЕЗИКОВ: «В XXI веке цирк будет только для взрослых!»

САМЫЙ ЯРКИЙ ЦИРК – СОВЕТСКИЙ!

– Каким будет цирк в XXIвеке?

– Сейчас цирк сильно меняется. Тот цирк, который был десять-пятнадцать лет назад, синтезируется в новый. Фестивали в Монте-Карло Cirque du Soleil– цирк солнца, это то новое, которое говорит нам, что цирк начал развиваться в другом направлении. Если раньше это искусство было для детей, то сейчас по данным статистики взрослых на представлениях около семидесяти процентов. Сегодня цирк – более взрослое утонченное искусство. На представлении можно увидеть современные спецэффекты, артистов в ярких неординарных костюмах. Те привычные для нас рыжеволосые клоуны сегодня выглядят иначе: иногда их трудно отличить от простого прохожего на улице. Такова тенденция. Но я вижу, что людям это нравится. Но есть и еще одна тенденция. С каждым годом трюки в цирке становятся все сложнее. Мне кажется, что в некоторых случаях это неоправданно, потому что иногда это просто опасно для жизни артистов.  

 

 

 

- Украинские артисты пользуются популярностью в других странах?

– Сейчас на мировом манеже очень много русских и украинских артистов. Китайцы и корейцы, на мой взгляд, превзошли всех: на них не всегда интересно смотреть как на артистов, но они всегда поражают своими трюками. Иной раз кажется, что человек не может такое исполнить! Они доказывают обратное. Китай и Корея сегодня начинают завоевывать мир не только в цирке, но и в спорте.  

– Сегодня трудно привлечь зрителя?

– Стало сложнее. 20 лет назад все было иначе: в кинотеатр было попасть трудно, театры были заполнены, в цирк постоянно ходили люди. Сейчас в цирк приходит зритель, но я вижу, что не всегда цены на билеты доступны каждому желающему. Сегодня есть телевидение и Интернет. Все стало доступнее на расстоянии. Но ведь очень много людей, которые любят смотреть представления не виртуально, но прийти в цирк и театр. Конечно, Интернет и телевидение забирают часть аудитории, но все-таки никогда не заменят живого представления. Кроме того, новейшие технологии стимулируют развитие цирка. Зрителя все время приходится чем-то удивлять, а значит, это искусство будет развиваться. На западе цирк сегодня пользуется большим спросом и несомненно обладает более высокой популярностью, чем у нас. В Симферополе, в Киеве и в Одессе цирк проходит хорошо, а есть такие украинские города, где люди практически не ходят на представления. А гастроли любого цирка на западе – всегда аншлаг. В симферопольском цирке 1200 посадочных мест, в киевском – 1600. А в Европе цирки работают в больших спортивных залах вместимостью до двенадцати тысяч зрителей.

– 90-е годы были трудными для симферопольского цирка?

– К счастью, я тогда здесь не находился, работал артистом в Москве. Но когда я приезжал между гастролями, мне становилось жутко. Симферопольский цирк был в запущенном состоянии, программы были ужасные, зритель перестал ходить. Это было большое падение нашего цирка. Толчком послужило присуждение цирку имени моего отца. Мне стало стыдно. Я всех собрал и сказал, что нужно что-то делать. Нужно было возвращать зрителей и возрождать былые традиции цирка.

– Будучи творческим человеком, вам тяжело было перестроиться, когда пришлось стать еще и менеджером?

– Да, трудно было. Но легко было потому, что я еще до конца не понимал всех проблем. Ведь хорошо быть главным режиссером или художественным руководителем и заниматься только творчеством. У директора другие проблемы: поломался стул, лопнула труба, обвалилась стенка, не хватает денег заплатить за коммунальные услуги. Но все это стало большим опытом, который помогает сейчас.

 

– Как работает цирк в период летних отпусков?

– Шестой год подряд мы проводим «Летний праздник в цирке». Это сложно, потому что многие люди едут на море, в горы, в другие города. Убедить зрителя, что нужно летом посетить цирк очень сложно. Поэтому наши артисты в этот период гастролируют. Есть мировая специфика цирка: артисты не могут показывать на протяжении года или нескольких лет одну и ту же программу. Поэтому артистов мы набираем на контрактной основе на различный период. Артисты пользуются популярностью во всех цирках. Поэтому они вынуждены постоянно менять место работы и гастролировать практически по всему миру. В симферопольском цирке работают артисты высокого уровня.

– Сегодня цирк пользуется большой популярностью зрителей?

– Сумасшествие по отношение к цирку, которое было в советские времена нам никогда не вернуть. Сейчас невозможно создать вид культового искусства, чтобы у тебя постоянно были полные залы зрителей. Есть неординарные программы, вызывающие большой интерес людей, но все это длится недолго. У цирка есть определенное количество поклонников, которые по два-три раза ходят на одну и ту же программу. Но их не сто и не двести тысяч. Почему на западе полные залы? Не забывайте, что там и полные стадионы на любых мероприятиях, будь то цирк, кинотеатр или спортивные состязания. Там другой уровень жизни. У нас только наметилась стабилизация в экономике и политике. В нашей стране с каждым годом становится лучше жить, но эта тенденция наметилась только последние два-три года. Поэтому у нас все впереди. В России все стабильнее, там люди ходят и в цирк, и в театр, и на стадионы.

ВТОРОГО КАРАНДАША НИКОГДА УЖЕ НЕ БУДЕТ

– Изменилась ли качественно зрелищная составляющая цирка?

– Сегодня на всех крупных мероприятиях в Украине используются новейшие технологии. Современному зрителю неинтересно смотреть на артиста, который просто стоит на руках! Нужно чтобы в это время что-то происходило вокруг: что-то летало, двигалось, переливалось, светило. Даже драматический театр начал использовать спецэффекты. Сколько раз я наблюдал, как нравится зрителю, когда проходит лазерное шоу, акробаты синхронно выпрыгивают из воды, бьют фонтаны и все вокруг переливается в лучах разноцветных огней! Вот что нужно современному зрителю.

– Появятся ли в ближайшие годы новые звезды цирка?

– В России сильно раскручивают братьев Запашных. Но я считаю, что они немножко выходят за рамки цирка, работая только во дворцах спорта. Они пошли по западному пути. Хотя я считаю, что их действительно можно назвать звездами. Если их пригласить в наш симферопольский цирк, уверен, будет полный зал зрителей. Но Запашные раскручены не столько цирком, сколько телевидением. Таких как Кио, Карандаш и Олег Попов, сегодня нет, да и вряд ли будет.

 

 

– Востребован ли сегодня клоунский жанр?

- Клоунский жанр переживает глубокий кризис. Непонятно, чем сегодня можно рассмешить публику. Раньше клоун выходил – люди уже улыбались. Сейчас многие вещи выглядят просто глупо. Клоуны современные должны быть совершенно другими. А какими? Никто понять не может. Для всех смешным не будешь. В Америке и Европе клоуны выполняют совершенно другую роль. Этот персонаж заполняет паузы, которые возникают при смене реквизита и между выходами артистов. Там клоун присутствует, но мне не понятно для чего. Когда вижу западных клоунов, мне хочется плакать, а не смеяться.

– Какой процент номеров с участием животных в современном цирке?

– Я считаю, что цирк без животных – это не цирк. Многие считают, что это издевательство над животными. Но таким людям я всегда говорю, что они ничего не знают и не понимают. Ни один дрессировщик никогда не будет обижать свое животное, ведь это его жизнь, его хлеб. Если бы уличные животные  жили бы так, как цирковые звери, это было бы счастье для всех них! У нас великолепнейшее питание, отличные условия для содержания, во дворе для хищников выстроены вольеры, чтобы животные могли весь день быть на свежем воздухе, ветеринарное обслуживание.

- Приглашают ли артистов цирка на корпоративные вечеринки?

- Приглашают. Не будут же люди весь вечер слушать каких-то певцов. Обязательно нужны номера оригинального жанра.

- Сегодня Симферопольскому цирку выделяются бюджетные деньги?

- Мы частично финансируемся. Этих денег хватает на заработную плату техническому персоналу. Содержание здания, кормление животных, зарплата артистов – все ложится на плечи цирка.

Из досье «КП»

ТЕЗИКОВ Борис Борисович

– 25 лет работал артистом цирка

– с 1997 года – директорихудожественный руководительСимферопольского государственного цирка им. Б. Н. Тезикова

– заслуженный артист Украины, лауреат государственной премии АРК

Прямую линию подготовил и провел Александр ГУНДЛАХ

Фото Сергея ТАРАДАЕВА