Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Педагог-новатор Николай Зайцев: «Мы слишком долго держим детей в школе!»

Педагог-новатор Николай Зайцев: «Мы слишком долго держим детей в школе!»

ГАГАРИНА ЗАПУСТИЛА В КОСМОС РУССКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

- В чем заключается новаторство вашей методики?

- Технологии рванулись вперед. Я оканчивал школу в 1956 году. Никакие цветные телевизоры с большими экранами нам и не снились! Сейчас технологии обгоняют все методики преподавания. Педагогика осталась в середине 19 века. Лев Толстой, величайший педагог, первую школу, как он сам говорил, завел в 1849 году. Он всю жизнь занимался не только творчеством, но и преподаванием. Его педагогическими работами мы пользуемся до сих пор. Толстой говорил, что нужно работать в больших числах. Маленькие числа повторяются в больших. Будешь ты складывать 53 и 25, все равно 3 и 5 нужно тоже считать. Я придерживаюсь методики Льва Николаевича, поэтому у меня дети учатся по формуле: «Тысяча и еще…». К семи годам в программу третьего класса мы легко входим. И это без всякого занудства. Не надо рисовать ребенку всяких утят и медвежат. Он должен уметь оперировать числами больше десяти. Мне приводят детсадовских детей, формируем группу до 15 человек, занимаемся три дня по 40 минут. Дети заинтересованы и быстрее начинают читать. В пять лет мои дети уже тысячами слагают. Мы работаем без домашних заданий. У меня все считают и читают. Это притом, что во всех детских садах отменяют всякое обучение. В этом возрасте у человека с невероятной скоростью строится мозг. Детей до 11 лет все интересует, они хотят получать знания, но ведь желания мало. Нужно правильно направить маленького человека. Наши дети другие: они выросли под телевизором, видели все страны, животных. У них такой видеоряд, совсем не как у наших предков. Я встречался со своими однокашниками на 55-летие окончание школы. Мы поговорили и поняли: считали тогда дети лучше, читали больше. Недавно нашел свой дневник за десятый класс. Я посчитал, что гуманитарный перечень предметов занимал в те годы больше времени в процентном отношении, чем сейчас. А ведь советские школы были лучшие в мире! Сегодня кризис школы во всем мире. У нас кошмарная начальная школа, у которой нет никакой связи со средней. Не ждите, никто не напишет уже хороший учебник. Век учебника прошел, есть Интернет.

- В каких странах используют вашу методику?

 

- В 1992 году, когда я создал кубики на украинском языке, я побывал в одном из детских садов Киева. Там дети учили и русский, и украинский языки. И ребятам было легко. Мы должны с самого детства прививать человеку любовь к чтению и математике - главным предметам, развивающим мышление. Я говорю коллегам в разных странах, что детей нужно обучать нескольким языкам сразу. Но если такая учеба превращается в каторгу, зачем нам такая школа?! Мать кормила ребенка грудью и смотрела телевизор, а зачат этот ребенок был в рекламную паузу. Дальше этот ребенок смотрит в Интернет. Для одних это помойка, для других - источник знаний. Сначала надо воспитать ум и логику. Если с родным языком и математикой проблемы, тогда и со всеми другими предметами ничего не получится.

- Елена, Симферополь. Мой ребенок занимается рисованием. Мы хотим развивать его, но не знаем, как это сделать правильно, чтобы он не утратил интерес к творчеству. Какие методики вы можете посоветовать?

- Если ребенок рисует и это ему нравится, ведите к хорошим педагогам. Не сидите вы в этой школе, отдавайте го в училище, связанное с рисованием, лепкой, хоть на краснодеревщика. Потом он попадет в институт и будет сознательно учиться. Есть такой пример: один мой знакомый мальчик рисует. Ему страшно надоела школа. В специальном училище ему предложили учиться на краснодеревщика. Он не только обрадовался, но и стал более дисциплинированным, у него появились друзья. Сейчас он уже думает об институте, ходит на подготовительные курсы - дизайнером хочет стать. Мы слишком долго держим детей в школе. Исследования в Москве показали, что шестиклассники знают английский язык наравне с выпускниками школы. В специальности нужно быть пораньше.

-Как вампришла в голову мысль о такой методике?

- Я начал заниматься многими предметами в институте более углубленно, потому что многих вещей просто не понимал. Начал что-то чертить, строить графики. Я много лет проработал преподавателем русского языка как иностранного. Приезжали студенты из разных стран, которые даже алфавита русского не знали. Пришлось сочинять какие-то собственные методики преподавания, чтобы в довольно короткие сроки обучить молодых людей языку. Тому, кто первым начертит таблицу склонения существительных лучше, чем я, буду первым аплодировать.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК НАУКОЙ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ УЖЕ СЕЙЧАС, А НЕ ТОГДА, КОГДА У НЕГО УСЫ ПОСЕДЕЮТ!

- Ирина Васильевна, Симферополь. Продавцы в наших магазинах даже не знают, что такое «кубики Зайцева». Почему такое хорошее изобретение не знают у нас?

- Я рассчитываю на одно пособие для всей группы или класса. Это дешевле, чем буквари. На одном пособии можно работать хоть пятнадцать лет, если бережно относиться. В Украине, к сожалению, пока таких кубиков не производят.

- Вы считаете, что современная школа не может дать необходимых знаний?

 

- Для плохого педагога хорошо обучать детей тому, что они уже умеют. Ни в один лицей или гимназию не возьмут, если читать не умеешь. Но традиционные программы никуда не годятся. Родители мне задают вопрос: а что потом? Я могу детей массами готовить, а потом передавать семилетних хоть в пятый класс сразу! Школа не хочет. Я честный налогоплательщик. В налогах, которые я уплачиваю, предусмотрена сумма на обучение моих детей. А если мы сэкономим, просим школу отдать деньги, ведь мы даже учебников ваших не покупали. Мы должны так ставить вопрос, потому что готовы самостоятельно обучать своего ребенка. Кто учит наших детей? Нищие педагоги, до которых нет дела государству. Еще Менделеев говорил, что ребенку после шестнадцати лет нечего делать в школе. Молодой человек наукой должен заниматься уже сейчас, а не тогда, когда у него усы поседеют! Я так учу своих детей, чтобы они как можно раньше освоили предмет, а потом у них останется много времени на освоение специальности. Только так можно вырастить профессионала для страны.

- Как вы относитесь к такому понятию, как «дети индиго»?

- Политкорректно. Неудобно же родителям сказать, что у их ребенка чего-то в голове не хватает. Это ММД - минимальная мозговая дисфункция. Говорят, что вокруг детей индиго аура какого-то цвета. Я вам на компьютере какую хотите ауру сделаю! Пачкают мозги людям. Я считаю, что эти дети в разной степени отсталые. В сказки о том, что дети индиго нас спасут, верить не надо. Многие серьезные ученые уже давно говорят, что никакие они не особенные.

- Вам приходилось обучать детей с ограниченными умственными способностями?

- Были случаи, когда моя методика положительно влияла на детей с ограниченными физическими способностями. Они сидят дома, никакого развития. Так ему нужно будет работать за компьютером. А когда меня послушали родители и начали обучать, их дети почувствовали успех. Никто не знает, как обучать аутистов. У нас получается. Бывает так, что приводят родители ребенка к нам, а диагноз скрывают. А мы все видим после нескольких занятий. Наша методика одинаковая для всех. Это как автомат Калашникова.

ВОПРОС РЕБРОМ

- Методика Зайцева для автора бизнес или призвание?

- Штаны не падают, и ладно. Для меня это дело приносит какие-то деньги, но был бы я жадным, ничего бы не сделал. Многие от жадности погибли. Это дело жизни. За счет ума нужно выбиваться.

 

 

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

 

Родилсяв 1939 году в Новгородской области.

- Окончил филологический факультет ЛГПИ им. Герцена.

- Работал воспитателем в детском доме, в колонии для малолетних преступников, в интернате для умственно отсталых детей.

- Преподавал русский язык и литературу, английский язык. 

- Автор принципиально новых направлений в методиках обучения чтению, преподавания грамматики и математики.

- Основатель и руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании».

- Пособия Н. А. Зайцева, наиболее известными из которых являются «кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.

Прямую линию подготовил и провел Александр ГУНДЛАХ

Фото Сергея ТАРАДАЕВА