Начальник отдела контроля безопасности непродовольственного рынка Главного управления по делам защиты прав потребителей в АРК Валентина Бабенко: «Чаще всего крымчане жалуются на некачественные окна и обувь»

Начальник отдела контроля безопасности непродовольственного рынка Главного управления по делам защиты прав потребителей в АРК Валентина Бабенко: «Чаще всего крымчане жалуются на некачественные окна и обувь» [ФОТО]

ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ

- Какие виды деятельности контролирует управление по делам защиты прав потребителей?

- Это услуги, продовольственная и непродовольственная группа товаров. Непродовольственная группа товаров - самая «популярная» по количеству обращений граждан. За прошлый год у нас было около 1500 обращений. 82 процента жалоб удовлетворено, это 1380 заявлений. Возврат денежных средств - 217 тысяч гривен за 2010 год, а за первый квартал 2011 - около 35 тысяч гривен при продаже некачественных товаров. Большинство крымчан знают, что на полуострове работает такой государственный орган.  В Главном управлении по делам защиты прав потребителей АРК работает 30 специалистов, из них 17 осуществляют плановые проверки.

- В какие сроки потребитель может подать жалобу на продавца?

 

 

- Возьмем самый распространенный пример: потребитель приобрел некачественный товар. Прежде всего он должен обратиться с письменным заявлением по месту приобретения товара. Ему обязаны дать письменный ответ в течение 5 дней. Если потребителя не устраивает ответ, он обращается к нам с копией заявления к продавцу и чеком, который подтверждает факт покупки товара. В течение 30 дней мы обязаны ответить на такое заявление. Хотя бывают случаи, когда продавец и потребитель решают вопрос в устном порядке. Один из таких случаев произошел недавно. Молодая девушка приобрела обувь в магазине. Покупательница заметила дефект, который, по нашей оценке, был устраним. При таком дефекте продавец обязан его устранить в течение 14 дней. Девушке произвели ремонт обуви, которым она осталась недовольна. Есть такой пункт: «Уменьшение стоимости товара». Потребителю предложили компенсацию в размере 50 гривен. Мы изучили переписку данного потребителя и продавца и собрали комиссию, которая решит вопрос о правомерности действий обеих сторон.

 

- Кто поможет обманутым покупателям?

- У нас есть специалисты по всем видам товаров и услуг. Органолептическая проверка проводится по всем группам товаров: бывают скрытые дефекты производственного характера, а бывают приобретенные в процессе эксплуатации. В таких случаях необходима специальная глубокая экспертиза. Такая экспертиза платная и проводится за счет продавца. Если экспертиза признает нарушение правил эксплуатации, тогда уже покупатель несет ответственность за товар и оплачивает все расходы продавцу.

- По каким непродовольственным товарам самые частые жалобы?

- Качество товара сегодня оставляет желать лучшего, кроме того, все нормативные документы устарели. Раньше гарантия на обувь была 60 дней, сегодня товары из Китая и Турции низкого качества, они не всегда выдерживают и 30 дней. Каждый продавец обязан написать гарантию в чеке. Сегодня люди предъявляют претензии по обуви из натуральной кожи, жалуются, что она пропускает влагу. Однако это натуральное свойство материала и за такой обувью должен быть соответствующий уход. А люди экономят на защитном креме. Нужно внимательно выбирать обувь, консультироваться с продавцом, чтобы избежать всех неприятных моментов.

- Где лучше покупать: на рынке или в магазине?

 

 

- Сегодня на рынках продавцы стали более ответственными. По действующему законодательству, если при покупке товара вам не выдали гарантийный талон, вы можете в течение двух лет предъявить претензию продавцу. Поэтому продавец, который дорожит своим имиджем и клиентами, всегда выдаст и чек, и гарантийный талон. Каждый покупатель имеет право выбора. Мы рекомендуем не приобретать товар там, где на руки не выдают все сопроводительные документы покупки товара.

СЕГОДНЯ ВСЕ ХОТЯТ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА

- Какие права имеет покупатель, приобретая бытовую технику?

- Если возник какой-то дефект при покупке сложнобытовой техники, покупатель имеет право самостоятельно через торгующий субъект обратиться в сервисный центр. Попросить на время ремонта из подменного фонда такую же единицу техники, пока сервисный центр не примет решение о дальнейшей судьбе вашего товара. Сроки ремонта могут колебаться от одного до двух месяцев по согласованию двух сторон. Товар, вес которого свыше 5 килограммов, должен перевозиться за счет продавца. Покупатель не должен делать это самостоятельно. А если ваши права были нарушены - бытовая техника была испорчена при транспортировке, сервисный центр нарушил установленные сроки ремонта - выплаты по материальному и моральному ущербу может определять только суд. Производители и поставщики обязаны давать срок гарантии на сложнобытовую технику - 1 год, а на гарантийное обслуживание - 2 года. И оно должно быть бесплатным. Здесь нужно внимательно смотреть условия продажи. Нужно опять руководствоваться правом выбора. Если вы сомневаетесь в данном продавце, вам не предоставляют необходимые документы и нарушают ваши права - лучше товар не покупать.

- В какой сфере услуг больше всего жалоб потребителей?

- Очень много случаев несоблюдения договора туристическими фирмами, также много обращений граждан по некачественной установке металлопластиковых окон. Очень часто бывает, что жилищные условия не соответствуют европейским стандартам и этим окнам. Тогда начинаются переговоры с обеими сторонами и поиск выхода из сложившейся ситуации, когда потребителю не в должной степени оказали услуги. 

- А кто проверяет качество услуг в залах общественного питания?

 

 

- Мы проводим плановые проверки. Проверяем кафе и рестораны по качеству товара, по качеству услуг. Мы берем пробы продуктов питания вместе с Госстандартом, а заключение по физико-химическим испытаниям делает лаборатория Крымстандартметрологии. Ее специалисты дают заключение, на основании которого Управление по делам защиты прав потребителей может наложить штраф на предприятие общепита. У нас было обращение граждан по одному из кафе. Но жалоба была составлена не по кухне, а по услугам. Заявителям не предоставили отдельный зал некурящим. Мы направили представителей управления, и данному кафе был выписан штраф за нарушение закона «О курении в общественных местах.

 

- Сегодня у каждого продавца должен быть «Уголок покупателя»?

- «Уголок покупателя» должен быть обязательно там, где оказывают какие-либо услуги. Это данные о торгующем субъекте: данные о госрегистрации, разрешение на размещение объекта, правила торговли, книга отзывов и предложений, Закон о защите прав потребителей и контактная информация Управления по делам защиты прав потребителей. Если у покупателя есть какие-то претензии, нужно обязательно описать их в жалобной книге. Руководство предприятия должно ознакомиться с претензиями в течение одной недели и ответить потребителю в письменном виде. При проверках мы смотрим жалобные книги, анализируем записи потребителей и ответы продавцов товаров и услуг.

- Нужен ли Крыму Клуб защиты прав потребителей?

- У нас в Крыму есть такие общественные организации. В их состав входят депутаты, работники исполкомов, правозащитники, потребители. Эти организации отличаются от нашего государственного органа тем, что они могут проводить проверки, но не могут наложить какие-либо штрафные санкции. Обо всех нарушениях такие общественные организации оповещают нас в письменном виде. Защитой прав потребителей должно заниматься не только государство, но и сам человек. Мы все потребители в современной жизни.

- Что делать, если вас обманули при покупке товара?

- Если товар весовой, везде есть контрольные весы, с помощью которых покупатель может перепроверить продавца. А если вас обманули, нужно обратиться к администрации рынка или торгового комплекса, занести запись в жалобную книгу и вызвать представителя комитета по защите прав потребителей. Не забывайте про чек, на котором должна быть дата продажи, место продажи, лицо (частный предприниматель, фирма), его идентификационный код, дата и время покупки. Этот документ подтверждает фактическую покупку товара. Если вы не взяли чек, но хотите вернуть товар, у вас должно быть два свидетеля покупки. Тогда вы имеете право решить проблему в свою пользу только через суд. Нужно помнить и о том, что есть группа товаров, не подлежащих возврату. Если в торговом зале отсутствует информация по таким товарам, это нарушение. Не подлежат возврату следующие товары: лекарственные препараты, продтовары, предметы гигиены, гардинно-тюлевые изделия, детские товары, ювелирные изделия, чулочно-носочные изделия, перчатки, компакт-диски, книги.   

- Как выбрать качественные продукты питания?

- Нужно руководствоваться внешним видом товара и обращать внимание на товарное соседство. Не должна колбаса лежать на прилавке рядом со стиральным порошком! В таких магазинах лучше ничего не покупать. Я бы не рекомендовала покупать какие-либо товары и на стихийных рынках. И всегда требуйте у продавца сертификат на продукцию.

ВОПРОС РЕБРОМ

- Валентина Васильевна, а вам приходилось обращаться за помощью как потребителю?

- Однажды мне пришлось обратиться в свой орган с жалобой на Крымэнерго о правомерности повышения тарифов на услуги предприятия. Я собрала обращения и других граждан города. Однако крымская прокуратура дала отказ Управлению по защите прав потребителей в связи с тем, что мы не можем контролировать действия Крымэнерго. Также наш орган не может контролировать работу банков.

 

 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬСЯ!

 

Главное управление по защите прав потребителей в АРК находится по адресу: ул. им. Крымской правды, 61. Контактные телефоны: 48-44-66 и 44-27-48.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

БАБЕНКО Валентина Васильевна

- Родилась в Херсонской области.

- В 1981 году окончила Херсонский химико-технологический институт по специальности инженер химик-технолог легкой промышленности.

- Начальник отдела контроля безопасности непродовольственного рынка Главного управления по делам защиты прав потребителей в Автономной Республике Крым.

- Не замужем, воспитывает дочь.

 Прямую линию подготовил и провел Александр ГУНДЛАХ.

 Фото Сергея ТАРАДАЕВА.

Политика

Журналист рассказал, как прошла встреча пленного россиянина с матерью
Журналист рассказал, как прошла встреча пленного россиянина с матерью 6

Глава СБУ рассказал, на каких условиях разрешили встречу Агеевых в Луганской области.

Дочь Анны Гопко  ворвалась  в прямой эфир с Зоряном Шкиряком
Дочь Анны Гопко "ворвалась" в прямой эфир с Зоряном Шкиряком [видео] 273

Депутат извинилась перед журналисткой, что не уследила за Софией.

Новый директор по коммуникациям Белого дома послал журналистам  воздушный поцелуй
Новый директор по коммуникациям Белого дома послал журналистам "воздушный поцелуй" [видео] 107

Пресса выразила надежду, что при Энтони Скарамуччи их отношения с Трампом улучшатся.

Происшествия

Экс- беркутовца , который хотел сбежать на отдых, арестовали на месяц
Экс-"беркутовца", который хотел сбежать на отдых, арестовали на месяц 347 3

Сергея Лободу искали полтора года и задержали на выезде из Киева.

Под Одессой в аварии с микроавтобусом BlaBlaCar погибла журналистка  Страны
Под Одессой в аварии с микроавтобусом BlaBlaCar погибла журналистка "Страны" 1925 1

Стася Рафал вместе с коллегами ехала в Одессу. Авария прошла около четырех утра.

Глава Пентагона не верит в смерть лидера ИГИЛ
Глава Пентагона не верит в смерть лидера ИГИЛ 184

Джеймс Маттис утверждает, что у военной разведки нет доказательств гибели "террориста №1".

Экономика

1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы
1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы 1131 2

Также в правительстве назвали компании, которые попадут под приватизацию.

Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали
Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали 432 8

Нашу страну опередила Мексика.

Криптовалюты: курс скачет похлеще доллара
Криптовалюты: курс скачет похлеще доллара 901 1

Мы попросили экспертов рассказать, почему так резко меняется курсы криптовалют, каковы их перспективы и грозит ли финансовый Армагеддон рынку с 1 августа.

Общество

Что делать, чтобы сердце не болело
Что делать, чтобы сердце не болело 596 3

О том, как оказать первую помощь при сердечных приступах, как изменить в жару рацион и почему у нас не пересаживают донорские сердца, рассказала кандидат медицинских наук, кардиолог института сердечно-сосудистой хирургии им. Н.М. Амосова Елена ГОГАЕВА.

Гороскоп на август 2017 года для всех знаков Зодиака
Гороскоп на август 2017 года для всех знаков Зодиака 1938

Общий гороскоп для всех знаков Зодиака на август-2017.

В Киеве требуются 430 инспекторов Нацполиции
В Киеве требуются 430 инспекторов Нацполиции 216 2

Конкурс продлится до 22 октября.

Светская хроника и ТВ

Еще одно горе у  Иванушек : умерла сестра Григорьева-Апполонова
Еще одно горе у "Иванушек": умерла сестра Григорьева-Апполонова [фото] 2016

О печальном известии сообщил молодой супруг 51-летней Юлии.

Солист Linkin Park в точности повторил самоубийство своего друга
Солист Linkin Park в точности повторил самоубийство своего друга 310

Честер Беннингтон и Крис Корнелл свели счеты с жизнью, не оставив предсмертной записки.

Шепелев будет вести на российском ТВ аналог украинской передачи
Шепелев будет вести на российском ТВ аналог украинской передачи [фото] 903

Шоу "На самом деле" напоминает передачу СТБ "Детектор лжи".

Спорт

 Шахтер  -  Динамо : всё о всеукраинском дерби в Харькове
"Шахтер" - "Динамо": всё о всеукраинском дерби в Харькове [видео] 133

Прогнозы, цитаты, интересные факты и трансляция главного противостояния второго тура Премьер-лиги

Синхронное плавание переименовали в артистическое, Россия недовольна
Синхронное плавание переименовали в артистическое, Россия недовольна 185

Тренер одной из самых сильных команд в этом виде спорта назвала решение "капризом".

Арестованный Мария Вильяр будет исключен из ФИФА и УЕФА
Арестованный Мария Вильяр будет исключен из ФИФА и УЕФА 170

От Вильяра ожидают добровольного сложения полномочий, либо же будут вынуждены устранить его от должности на основании правил организаций.

работа Харьков сетевой администратор