Виталина ДЗОЗ: «Ни одна школа в автономии не будет закрыта бездумно»

Виталина ДЗОЗ: «Ни одна школа в автономии не будет закрыта бездумно»

«Оптимизация - это улучшение условий для развития ребенка»

 - Здравствуйте, Виталина Алексеевна, меня зовут Ермак Николай Васильевич, город Ялта. Моя внучка в этом году идет в школу, но дошкольная подготовка с ней не проводится. Как быть? Такой нюанс, как тесты, не будут ли они препятствием при поступлении в школу?

 - Николай Васильевич, я хочу вас успокоить. Если ваша внучка посещает детский сад, то автоматически у нее проходит психологический и адаптационный курс подготовки к школе Она не включает в себя понятие научить детей писать, читать, считать - это задача первого класса общеобразовательной школы. А цели подготовки к школе в детском садике: адаптировать ребенка в детскую среду, детское общество.  В каждом садике работают по программам, которые способствуют общему развитию ребенка. Также хочу объяснить всем родителям: проведение тестов при поступлении в школу носит общий характер. Тесты – это весьма условное название, просто есть определенные требования к интеллектуальному уровню: он должен описать картинку, уметь сложить пазлы, и так далее. Тесты не означают, что ребенок должен писать и читать, они определяют уровень общего развития ребенка, и ничего более. Если в какой-то школе вам будут препятствовать в поступлении в первый класс на основании того, что ваш ребенок не умеет читать или писать, то это грубейшее нарушение.

 - Что подразумевает оптимизация учебных заведений?

 - Дело в том, что сегодня слово «оптимизация» становится нарицательным, оно всегда ассоциируется с сокращением. Это не так. Учебно-воспитательный процесс - это вообще такая живая система, она не может быть просто создана и, как скала, застыть и не изменяться. Меняется жизнь, меняется рождаемость, меняется отношение к школе, поэтому изменяется и сама система образования. Другое дело, как будут проходить изменения, в каком направлении? Для меня оптимизация - это в первую очередь улучшение условий для развития ребенка. Когда происходит такое изменение сети учебных заведений, которое приводит к возможности получения более качественного уровня знаний учащимися и предоставляет наиболее комфортные условия для обучения школьников в любом учебном учреждении - вот это и есть самая настоящая оптимизация. Подчеркиваю: оптимизация ни в коем случае не означает сокращение численности школ, более того, у нас такой вопрос и не стоит.

 - Сколько в Крыму школ, в которых учится 40 и менее человек?

 - Есть школы с контингентом учащихся менее десяти человек, это Дубровская школа в Красногвардейском районе, также есть 4 школы, где контингент меньше сорока человек и 32 школы, где контингент меньше ста человек. В Феодосии есть Наниковская школа, там всего лишь двенадцать учащихся, но в этом учебном году количество учеников в школе уменьшаться не будет, наоборот, ожидается увеличение числе учащихся. В школе организовано привозное питание, произведен ремонт, условия обучения хорошие. Поэтому вопрос закрытия школы даже не рассматривается. Второй пример: Ароматновская школа. В этой школе за пять лет произошло увеличение контингента учащихся до пятнадцати человек. Увеличение количества учащихся ожидается в Викторовской школе и Соколинской. Как видите, ни одна из этих школ не планируется к закрытию.

 «Развитие национальных школ - под особый контроль!»

 - Надиля Асанова, председатель общественной организации Ассоциации крымскотатарских работников образования Белогорского района. В нашем районе с 1997 года образованы школы с обучением на крымскотатарском языке. Подразумевает ли оптимизация учебных заведений то, что те классы, в которых по 8-10 человек, будут закрыты?

 - Для меня, как для министра образования, вопрос сохранения сети классов с крымскотатарским языком обучения как некоей абстрактной сети не стоит. Для меня главный вопрос заключается в соблюдении интересов детей. Если за этой сетью стоит интерес ребенка, я сделаю все для ее сохранения и развития. А сеть сама по себе, она мне абсолютно не интересна. В основе любой оптимизации лежит интерес ребенка. Где интерес ребенка не нарушается, и где ребенок получает качественное и комфортное образование, вот там сеть с национальным языком обучения сохраняется. У нас есть такие примеры: в Крыму действуют интернатные учреждения, где 59 детей и 120 воспитателей. Какой же бюджет это выдержит? Это не норма. Другой пример, стоят две школы в одном дворе: в одной школе класс, в котором учится 7 учащихся и во второй школе класс, там тоже 7 учащихся. Возникает вопрос: резонно ли их слить, эти два класса? Безусловно, в таком решении есть смысл. Но за каждым изменением структуры, за каждым изменением сети стоит интерес ребенка. Вопрос, который задала госпожа Асанова, он действительно интересен, потому что развитие национальных школ должно находиться под особым контролем, и моя позиция - сохранить такие школы. Мероприятия по оптимизации раздаются не Министерством образования. Если ваша громада посчитает, что сокращение данного класса нецелесообразно, никто его трогать не будет. Ни один класс в АРК не будет бездумно закрыт.

 - Мустафа Асаба, член Меджлиса крымскотатарского народа, председатель Белогорского регионального меджлиса, спрашивает: крымскотатарский язык наравне с русским в Украине является языком национальных меньшинств. Не будут ли сейчас объединять крымскотатарских и русских детей в одни классы, где они будут учить только один русский язык?

 - Это невозможно. Это неправильное понимание, ведь любое прикосновение к сети общеобразовательных школ в Белогорском, Бахчисарайском, Симферопольском или любом другом районе Крыма не может произойти без согласия территориальной громады.

 - Кто принимает участие в разработке и проведении оптимизации?

 - Мы проводим оптимизацию следующим образом. Приезжает к нам заместитель председателя райгосадминистрации или заместитель мэра города, который курирует гуманитарную сферу города, и мы с ним обсуждаем ситуацию в его регионе, в ходе которого и шаг за шагом делаем ревизию всей сети учебных заведений. Предложения по оптимизацию первоначально вырабатываются на местном уровне, это делает администрация учебного заведения. Потом это решение принимается специалистами региональных органов управления образованием, затем свое решение принимает территориальная громада населенного пункта, и только потом на уровне районной государственной администрации или мэрии города принимает окончательное решение. Поэтому судьба учебного заведения будет решаться только тогда, когда все названные мною условия будут выполнены.

 - Где первым планируется проведение такого рода мероприятия?

 - Оптимизация для нас, для министерства, это собеседование по каждому району, и только после проведения данной работы в апреле состоится анализ прогнозов и показателей социального развития отрасли. В мае мы будем комплектоваться по педагогическим кадрам, и только к первому июня мы определим прогнозную сеть для следующего учебного года. Сегодня главная задача Министерства: сделать ревизию всех учебных заведений. В этом году у нас выпускников 11 классов будет очень мало - чуть более 4 тысяч. По всему Крыму наблюдается демографическая яма. Но уже в 2011/2012 учебном году набор в школы составит 18 тысяч, то есть рост будет. В основе любого прикосновения к сети общеобразовательной школы должны лежать, прежде всего, интересы детей. Есть школы, которые вызывают определенные вопросы, таких школ всего 7, где возможны какие-то изменения, слияния. В школах, где наблюдается несоответствие требованиям учебного процесса по оборудованию, по уровню преподавания, по кадровому составу, наше право эти маломерные школы не сохранять. Все это нужно смотреть индивидуально по каждому району. Еще раз повторяю: без глубочайшего анализа ситуации ни одной школы закрыто не будет.

 - Сколько автобусов сегодня осуществляет подвоз учащихся?

 - Подвозы предусмотрены только в сельской местности. Для справки: у нас организован подвоз в этом году к месту обучения для 15,5 тысяч детей. Мы ежедневно возим школьников в сельской местности к месту учебы и обратно. Общее количество автобусов, работающих на подвозе учащихся в Автономной Республике Крым, составляет 280 единиц. В прошлом году сельские регионы получили 31 новый автобус. В этом году в бюджете предусмотрено еще 6 миллионов гривен для покупки автобусов. Как видите, у нас постоянно пополняется парк автобусов. Для этого работает специальная программа «Школьный автобус», направленная на организацию подвоза.

 Высокие технологии помогут абитуриентам  

 - Как вы относитесь к введению системы электронного поступления в вуз?

 - Это новшество. В этом году впервые предварительная электронная регистрация приема абитуриентов на участие в конкурсе. Абитуриент с помощью сети Интернет получает возможность отправить в выбранный вуз свое электронное заявление. После того как фамилия абитуриента появляется в списке, заводится его персональная страница, с помощью электронной почты он будет извещен о времени приема документов. Такая система способствует уменьшению нагрузки на приемные комиссии, на самих абитуриентов, на родителей, это уменьшит и финансовые расходы. Система электронного поступления будет автоматически подсчитывать средний бал документа о полном общем среднем образовании, она сразу будет подсчитывать количество абитуриентов льготных категорий, кроме того, приемные комиссии вузов смогут автоматически проверять в базе Украинского центра оценивания качества образования подлинность предоставленных им сертификатов внешнего независимого оценивания - это является важным параметром прозрачности работы системы ВНО. В то же время сохраняется и традиционная форма подачи заявлений. Всё это пробный шаг, необязательный, он совершенно произвольный. Мое же личное отношение к введению системы - это шаг вперед, это прогресс.

 - Когда в этом году будет проходить тестирование?

 - Обращаю внимание всех родителей. Дети еще не знают о местах своего тестирования, пока это закрытая информация, поэтому, когда вы отправляете своих детей на тестирование, нужно обязательно учесть время с запасом, чтобы ребенок мог добраться до места, где будет проводиться тестирование, и не опоздал. Потому что, опоздав хоть на одну минуту, он не допускается к тесту. Внешнее независимое оценивание 2011 года будет проводиться со 2 по 24 июня по следующим предметам: украинский язык и литература - 2 и 3 июня, иностранный язык - 6 июня, математика - 8 июня, русский язык - 10 июня, биология - 14 июня, история Украины -16 июня, физика - 20 июня, география - 22 июня, химия - 24 июня. Это единый график по тестированию.

 - Если ребенок не смог попасть на тестирование, что делать?

 - В таких ситуациях можно пройти оценивание в дополнительную сессию, с 27 июня по 6 июля. Бывает, когда абитуриент не согласен с результатами тестирования. В таком случае участник тестирования может подать апелляцию в Украинский центр оценивания в апелляционную комиссию для пересдачи теста.

 - Ление, Симферополь. Наши дети ходят в группу с изучением крымскотатарского языка, ее хотят закрыть, потому что говорят, что не хватает учебников, но нам хотелось, чтобы дети учили родной язык. Как нам быть?

 - Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить возможность для любого гражданина, проживающего в АРК, обучать своих детей на том языке, на котором изъявляют желание родители. Если вы хотите своих детей обучать на крымскотатарском языке, пожалуйста. Администрация школы должна создать все условия для реализации ваших прав.

 - Юлия, Симферополь. Я знаю, что сейчас будет проводиться реформа - сельские школы пытаются сделать малокомплектными. У меня сестра работает в одной из таких школ. Что ждет таких учителей, а именно тех, которые преподают в сельских районах?

 - Такого не бывает, чтобы школы кто-то специально попытался сделать малокомплектными. Кроме того, численность педагогов сокращать никто не будет. Даже в случае увольнения. Все будет осуществляться в рамках действующего законодательства. Поскольку нет процесса закрытия школ, то нет и процесса сокращения учителей.

 - У сельских учителей раньше были льготы по оплате коммунальных услуг, а сейчас эти льготы приостановили. Зарплаты и так маленькие, вы пытаетесь что-то сделать?

 - Вы смотрите телевидение, учителя постоянно требуют пересмотреть систему оплаты труда, но этот вопрос решается на уровне Украины. Крымское правительство попыталось решить проблемы учителей в АРК, на местном уровне. Это помощь в оплате коммунальных услуг для учителей, проживающих в сельской местности. Согласно программе повышения престижа педагогического труда каждый сельский учитель будет получать ежемесячную доплату в 200 гривен. Если молодой сельский учитель не имеет собственной квартиры или дома, он может рассчитывать на оплату арендуемого жилья. Более того, рассматривается вопрос о приобретении бесплатных квартир в сельской местности для молодых учителей и еще целый комплекс льгот. Ознакомиться с перечнем льгот можно на сайте Министерства образования и науки АРК, надо просто открыть Республиканскую программу повышения престижа труда учителя и посмотреть раздел о помощи сельским учителям. Все это находится на стадии утверждения в Верховной Раде АРК и Совете министров АРК. 29 марта это утверждается и внедряется в жизнь. Вы можете обращаться к начальнику того управления, где вы работаете. 

 Зарплаты учителей будут расти

 - Будут ли повышать оклады педагогам?

 - Мы с нашими профсоюзами провели открытый диалог, все претензии были высказаны, и все пришли единогласно к мнению, что сегодня предъявлять претензии к руководству Крыма нельзя. У нас сохранена вся сеть школ, ни одна из них не закрыта, все заработные платы выдаются вовремя. У нас работают две региональные программы. Это программа развития образования до 2015 года и программа повышения престижа педагогического труда. Чтобы они работали, мы устанавливаем тесный диалог с преподавательским составом. Весь Крым разделен на четыре региона: север, юг, запад, восток. Мы проведем региональные совещания, где будут присутствовать руководители райгосадминистраций, мэры городов, начальники управлений, представители профсоюзов, работники министерства. И тогда пускай голова, которого избирали сами жители региона, выслушает все претензии людей, работающих в сфере образования. С учителями нужно работать по-человечески, слышать их и решать все проблемы.

 - В этом году в качестве эксперимента вводятся дополнительные экзамены по истории и русскому языку. Для чего проводится данный эксперимент?

 - Никаких дополнительных экзаменов не будет. Ученики напишут обычные итоговые контрольные работы, которые и так бывают в конце учебного года по всем предметам. Только теперь по четырем предметам задания составят не учителя, а в Министерстве образования и науки, молодежи и спорта Украины. Это украинский и иностранный языки, математика и история Украины. Некоторые задания будут в форме тестов. Кроме того, дети, которые учатся в русских школах, напишут еще дополнительную контрольную по русскому языку. Министерские контрольные будут проводиться вместо обычных итоговых контрольных, и дети не получат никакой дополнительной нагрузки.

 - Что предусмотрено программой «Стандарты здоровья», которую недавно озвучил Дмитрий Табачник?

 - Стандарты здоровья - это требования к урокам физкультуры, организации внеклассной работы и проведению комплекса других мероприятий по сохранению и укреплению здоровья. Стандарты здоровья сделают занятия в школе комфортными для всех учащихся.

 Из досье «КП»

 Виталина Алексеевна Дзоз

 Родилась 16 ноября 1955 года в городе Кривой Рог.

 Образование высшее, в 1978 году окончила Симферопольский государственный университет им. М. В. Фрунзе, специальность - биология, квалификация - преподаватель биологии и химии.

 В 1999 году окончила Украинскую академию государственного управления при Президенте Украины, специальность - государственное управление, квалификация - магистр государственного управления.

 1978-1990 гг. - директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель биологии.

 1990-1994 гг. - заместитель председателя исполкома Массандровского поселкового совета в пгт. Массандра г. Ялта.

 1994-2002 гг. - председатель Массандровского поселкового совета.

  2002-2005 гг. - заместитель председателя Совета министров Автономной Республики Крым.

 2005-2006 гг. - председатель Постоянной комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым по социальным вопросам и здравоохранению.

 С августа 2010 г. - и. о. министра образования и науки Автономной Республики Крым.

 С ноября 2010 г. - министр образования и науки Автономной Республики Крым.

 С 16 февраля 2011 г. - министр образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым.

 Добро пожаловаться

 Где получить дополнительную информацию о проведении ВНО и об условиях участия в нем?

 Такую информацию можно получить:

 - в каждом общеобразовательном учебном заведении автономии оформлены информационные стенды;

 - в каждом отделе, управлении образования районной государственной администрации, исполкоме городского совета;

 - по телефонам Министерства образования и науки Автономной Республики Крым: 27-40-01; 60-12-55;

 - по телефонам Симферопольского регионального центра оценивания качества образования: 547-648; 547-649;

 - по телефонам Украинского центра оценивания качества образования: 044-360-70-03; 044-360-70-04.

 

Блиц-опрос

 - Сколько времени отводится на тестирование по каждому предмету?

 - Для проведения тестирования по украинскому языку и литературе, физике отводится 180 минут, для тестирования по математике и химии - 150 минут, для тестирования по биологии и иностранным языкам -120 минут, для тестирования по истории Украины и географии время для тестирования увеличено со 120 до 150 минут. В 2011 году в тестах по иностранным языкам количество заданий уменьшится с 51 до 46.

 - Мой сын учится за рубежом, и он будет сдавать экзамены как раз во время проведения ВНО. Можно ли пройти тестирование в другой день?

 - Если по каким-либо объективным причинам (болезнь, смерть родного человека, стихийное бедствие, пожар в день или накануне тестирования и т. д.) участники не смогли пройти внешнее независимое оценивание во время основной сессии, то можно пройти ВНО во время дополнительной сессии. Дополнительная сессия будет проходить с 27.06.11 по 06.07.2011 года.

 - Когда я смогу узнать результаты тестирования?

 - С результатами внешнего независимого оценивания можно будет ознакомиться с 20.06.2011 по 05.07.2011 на персональных страницах каждого участника на сайте Украинского центра оценивания качества образования.

 

Прямую линию подготовил и провел Артем ПАНАРИН.

 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт