Загрузить еще

Что стало причиной гибели Юрия Гагарина?

Что стало причиной гибели Юрия Гагарина?
Фото: Юрий Гагарин. Фото: Википедия

Самолет УТИ МиГ-15, пилотируемый Юрием Гагариным и инструктором Владимиром Серегиным, разбился 27 марта 1968 года в районе деревни Новоселово Владимирской области. Оба летчика погибли.  Обстоятельства трагедии сразу засекретили. О гибели Гагарина и Серегина общественность узнала лишь через два дня - 29 марта.

Расследованием трагедии занималась специальная правительственная комиссия.   Была проведена уникальная, тщательная работа. Задействованы сотни профессионалов. Что говорить - лес под Киржачом вокруг воронки, оставшейся после падения УТИ МиГ-15, вытоптали в радиусе 3 километров! Обследованы мельчайшие обломки самолета! И... выводы комиссии засекретили. 

Все это время единственным официальным документом о гибели Гагарина и Серегина оставался некролог: "...В результате катастрофы при выполнении тренировочного полета...", подписанный Политбюро ЦК КПСС. В нем тоже не было ни слова о причинах смерти пилотов...

Документы рассекретили чуть менее трех лет назад. И теперь можно узнать все подробности трагедии.

Юрий Гагарин погиб 47 лет назад. 

ДВОЙНОЙ ДОСМОТР

Сразу же после обнародования информации о гибели Гагарина и Серегина пошли слухи о том, что они вылетели с аэродрома в Жуковском в "неадекватном состоянии". Однако в заключении комиссии, датированном­ 4 сентября 1968 года, данная версия опровергалась. 

"Предполетный медицинский осмотр проведен 27.03.1968. Жалоб во время осмотра не предъявлял. Самочувствие и настроение было хорошее. Температура тела 36,6. Частота пульса 64 удара в 1 минуту. АД - 120/70 мм рт. ст. 27.03.1968 в период 8.45 - 9.00 полковник Гагарин Ю. А. подвергался дополнительному осмотру. Жалоб не было".

Показатели в норме, можно даже сказать – близки идеальны. Однако зачем в таком случае второй осмотр? Тем более, что Серегина, согласно документам, осматривали лишь раз…

Кроме того, за 5 дней до полета Гагарин проходил углубленный медосмотр и получил вердикт "годен к летной работе без ограничений". Но почему-то срок этой "годности" был определен всего в 2 месяца - до 22 мая 1968 года…

САМОЛЕТ

По данным комиссии, летчики летели на  УТИ МиГ-15 № 612739, произведенном в 1956 году на заводе "Водоходы" ЧССР".

Машина выработала больше половины технического ресурса (оставалось еще 986 часов).

Однако двигатель был, отметила комиссия, с некоторыми проблемами: за 533 часа работы он прошел 4 капремонта, а после последнего (в январе 1967 года) ему был установлен ресурс в 100 часов. Остаток ресурса двигателя был всего 37 часов. Кроме того, в межремонтные сроки двигатель дважды снимался из-за дефектов.

Несмотря на это, комиссия пришла к выводу, что в целом самолет имел достаточный ресурс.

Единственным серьезным нарушением, допущенным во время подготовки к полету, было то, что от самолета не отцепили дополнительные баки для горючего. Которые сильно снижали возможности маневрирования.

На таком самолете потерпел крушение космонавт. Фото: соцсети

В ГИБЕЛИ ВИНОВАТ ДРУГОЙ САМОЛЕТ?

По мнению многих специалистов, в гибели Гагарина и Серегина нужно винить либо второй такой же самолет УТИ МиГ-15, который пилотировал майор Андреев (он вылетел через 3 минуты после Гагарина), либо Су-11, который в то же время пролетал в этом районе.  Фамилию пилота этого самолета долго не раскрывали. В дальнейшем стало известно, что за штурвалом был летчик Кречетов.

Комиссия, изучив полеты самолетов, имитировавших полеты самолетов полковника Гагарина и майора Андреева, пришли к выводы, что пересечений  в маршрутах не было.

Отбросили версию, после изучения воздействия звукового удара Су-11 на пролетающий самолет, и с Су-11.  …

РЕЗКИЙ ПОВОРОТ?

В итоге эксперты посчитали, что к катастрофе привел совершенный Гагариным резкий маневр.

- Комиссия заключила: исходя из анализа обстоятельств летного происшествия и материалов расследования, наиболее вероятная причина катастрофы - выполнение резкого маневра для отворота от шара-зонда. Или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности, - процитировал в 2009 году начальник департамента по обеспечению деятельности архива президента РФ Александр Степанов.

По его словам, в результате "резкий маневр привел к последующему попаданию самолета в закритичный режим полета и сваливанию в условиях усложненной метеорологической обстановки".

Так ли это, мы уже никогда не узнаем. Однако одно точно: в этот день страна потеряла великого героя…

В ТЕМУ

Несколько фактов о первом полете человека в Космос

Полет в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут.
Юрия Гагарина к космическому кораблю провожали два дублера: известный Герман Титов и Григорий Нелюбов. В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полет в случае особых обстоятельств.

За несколько дней до полета Гагарин написал прощальное письмо жене - на случай, если произойдет катастрофа. Однако передали ей это письмо лишь в 1968 году- после гибели космонавта в авиакатастрофе.

Полет проходил в полностью автоматическом режиме: конструкторы перестраховывались, так как не знали, сохранит и космонавт работоспособность в условиях невесомости. На крайний случай Юрию передали особый код, позволявший активизировать ручное управление корабля.

Фото
Фото
27 Марта 201507:19

КСТАТИ

Юрий Гагарин. Знаете, каким он парнем был?

Трудно написать что-то новое о человеке, о котором писано-переписано. Проще всего свалиться в рассуждения типа "а что бы было, если бы Гагарин не разбился тем страшным мартовским утром?" Но надо ли? Кто знает, что было бы? И почему судьбе было угодно забрать его так рано, страшно рано?

ЧИТАТЙЕ ТАКЖЕ

В 1961-м на Байконуре работали два Юрия Гагарина

 73-летний полковник авиации в отставке Юрий Алексеевич Гагарин живет в Харькове. Он сожалеет о том, что не полетел в космос, как знаменитый тезка, а ведь мог…

В жизни двух Гагариных было много совпадений. Оба родились в марте, только с разницей в три года, а в 1955-м поступили в авиационные училища: один в Оренбурге, второй - в Харькове. В 1959-м харьковский Юрий Алексеевич писал диплом в Военно-воздушной академии им. Жуковского, а в общежитии академии через дорогу жил первый отряд советских космонавтов, среди которых был и Юрий Гагарин. Тогда два Юрия ходили по одним и тем же коридорам, но о существовании друг друга и не подозревали

Юрий ГАГАРИН: "Обстановка не аварийная, я доложил "ВН" - все нормально" 

Несмотря на десятки наземных экспериментов, никто не представлял, что произойдет с человеком, когда он надолго окажется в невесомости. Была версия, что, оказавшись на такой сумасшедшей высоте над землей, он просто потеряет рассудок. В "Востоке"  установили систему ручного управления. Но включить ее можно было, только открыв цифровой замок. Код Госкомиссия Гагарину не сообщила. Он был в корабле в специальном конверте. Считалось: если космонавт достанет конверт, вскроет его, прочтет и сможет набрать код - значит, он в своем уме и сможет сам управлять кораблем. Правда, конструктор корабля Олег Ивановский и летчик-испытатель Марк Галлай признались, что код "125" по секрету сообщили Гагарину до посадки в корабль.

Похороны Юрия Гагарина. Фото: ИТАР-ТАСС

 

Новости по теме: День в истории Юрий Гагарин