Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Черно-белые войны крымской археологии

Черно-белые войны крымской археологии
Фото: Грабители ищут на полуострове сокровища. Фото Екатерины Стельмах.

Ежегодно из Крыма утекают большие деньги. Сотни тысяч или миллионы - не скажет никто. В долларах или гривнах - кому как повезет. На археологических объектах, где должны работать ученые, давно правят бал «черные археологи». Печальный факт: если у государства нет средств на официальные научные исследования и охрану объектов культурного наследия, эту нишу заполняют копатели вне закона. А затем добытые ими античные ценности по нелегальным каналам мигрируют в частные коллекции и музейные фонды, уходя с молотка на аукционах по всему миру. И хотя гробокопатели работают круглогодично, основной «сезон» у них наступил сейчас - потеплело.

В 90-х раскопки велись под «крышей» бандитов

Грабежи памятников археологии в Крыму имеют многовековую историю, но всерьез вандалы активизировались в конце 80-х годов. Пик разгула бандитизма и расцвета подшефной криминалу «черной археологии» пришелся на середину 90-х. Таврские могильники и первобытные стоянки, античные города и римские крепости, скифские городища и курганы, руины византийских и генуэзских крепостей, средневековые «пещерные города» - грабителям есть где разгуляться.

Бандиты содержали бригады, обеспечивая гробокопателей современными инструментами и оборудованием, на одном участке работало до 30 бригад одновременно. Разбросанные человеческие останки и керамические вещи, разбитые погребальные сооружения и разрытые ямы - зрелище было и остается не для слабонервных.

Лихие 90-е позади, а раскопки ведутся по всему полуострову и по сей день. В 2010 году разграблению подверглись могильники возле сел Красный Мак, Песчаное, Холмовка и Высокое (Бахчисарайский р-н), в урочище Алония (Ялта), курган у села Демьяновка (Симферопольский р-н) и Нейзацкий могильник (Белогорский р-н). В текущем году злоумышленники успели порыскать в охранной зоне памятника национального значения - пещерного города Бакла в окрестностях Бахчисарая. По информации крымских археологов, ныне на Бакле застолблены и поделены свежие участки, что говорит о планомерном характере работы гробокопателей.

Овчинка стоит выделки, говорят археологи. По словам директора крымского отделения Института востоковедения НАНУ, доктора исторических наук Александра Айбабина, в крымской земле таятся огромные сокровища. Например, на территории древнего городища в урочище Артезиан близ с. Чистополье Ленинского района российские археологи нашли клад античных золотых вещей, который позднее поступил в Керченский историко-культурный заповедник. На раскопках в с. Лучистом под Алуштой экспедиция Айбабина нашла сотни вещей из драгоценных металлов, передав их на хранение в Центральный музей Тавриды. А вот у «черных археологов» рынок сбыта и товарооборот огромен: бывали случаи, когда вещи из крымских могильников они предлагали купить мировым музеям в качестве экспонатов.

- Грабители предлагали их Лувру, но там отказались, так как они принципиально не покупают краденые вещи, - говорит Александр Ильич. - А вот Эрмитаж через закупочную комиссию таки приобрел некоторые экспонаты. И Британский музей тоже купил. Нужно, чтобы Крым наладил систему финансирования научных исследований. При СССР музеи финансировали раскопки, кроме того, на эти цели государство отчисляло 10% от экскурсионных туристских доходов. Теперь же статья расходов у Рескома по охране культурного наследия смехотворно мала.

Кто идет в кладоискатели

Но одних средств и энтузиазма археологам мало. Для проведения исследовательских работ требуется получить «открытый лист» - документ, позволяющий вести раскопки, и спецразрешение в Госслужбе по охране культурного наследия. Гробокопатели же на документах не заморачиваются. В этот бизнес они идут за наживой. Кто-то от безысходности и безработицы, особенно душащей селян, кто-то действует по четкому заказу. Местные жители или залетные, не суть важно - «работы» хватает всем. В «черной археологии» немало людей, которые раньше были наемной силой в археологических экспедициях либо проводили раскопки, будучи студентами, например, истфака. Но для высшей прослойки «робокопов» это стало бизнесом серьезным, позволяющим сколотить целое состояние. В некоторых крымских селах копает уже второе поколение; как правило, бывалые раньше копали сами, а теперь отошли от грязной работы, привлекают к этому процессу народ от мала до велика. Среди грабителей встречаются даже пятилетние пацаны. Во-первых, малышам легче пролезть в узкий склеп, нежели взрослым мужикам, а во-вторых, поскольку зрение у них обычно лучше, дети ковыряются в завалах и выбирают оттуда бусинки.

Склепы под землей «чувствуют» голыми руками

Места захоронений опытные расхитители ищут разными методами. Например, при помощи щупа - палки, длина которой может достигать 6 метров. Есть ли склеп под землей, чувствуют руками, загоняя щуп в землю. Нашли пустоту, повесили обозначители, оконтурили территорию, принялись за дело. Почем зря не роют, обычно зная, как размещен погребенный. Раскапывают в области головы и до пояса - там, где могут быть украшения либо посуда, дальше не утруждаются. Предметы быта, не представляющие ценности на рынке или находящиеся в плохом состоянии, бросают за ненадобностью. Зато стоящие драгоценности, сосуды, изделия порой забирают целыми машинами и сбывают их наработанной клиентуре или через посредников.

Копы против копателей

Как же так, спросит читатель, неужто наши археологические памятники брошены на произвол судьбы? Отнюдь. Борьба с потрошителями могил ведется десятилетиями, однако воз и ныне там. На страже историко-культурной сокровищницы Крыма стоит уполномоченный орган власти - Рескомитет по охране культурного наследия, да только 7 человек в его инспекции явно недостаточно, чтобы охватить весь полуостров. Помогает общественность: люди звонят в милицию и оперативно сообщают о фактах грабежей. В противовес незаконным раскопкам работает Служба безопасности Украины, чьи сотрудники ранее успешно ловили нарушителей, но в последнее время, по данным археологов, почему-то устранились от проблемы.

- Несколько лет назад СБУ оказывала нам колоссальную помощь, - поведал «КП» декан исторического факультета ТНУ, руководитель Мангупской археологической экспедиции Александр Герцен. - В 2003-2004 годах за два месяца они пресекли грабительскую деятельность на Бакле, задержав до 30 человек. Но недавно я был в окрестностях пещерного города Эски-Кермен и горы Казан-Кая. Видел, как земля истыкана ямками, лежат кучи пластмассовых бутылок - первый признак работы бригады. Местные жители мне сообщили, что подходили к тем, кто там копал. Но копатели представляются сотрудниками СБУ, предъявляют какие-то удостоверения. В прошлом году по Бельбекской долине ездил «уазик» с людьми, которые совершенно открыто ходили с металлоискателями, представляясь работниками этой силовой структуры. Думаю, СБУ должна заинтересоваться тем, что под ее вывеской совершаются такие вопиющие противоправные действия.

Рескомитет по охране культнаследия намерен добиваться у крымских и украинских властей решения вопроса о создании спецподразделения при ГУ МВД Украины в Крыму и ГУ СБУ в АРК, которое бы целенаправленно занималось борьбой с незаконными раскопками. Пойдут ли чиновники навстречу благой инициативе - посмотрим позже.

Пока же борьба с незаконными раскопками напоминает битву с ветряными мельницами. Если грабителей ловят с поличным и передают дела в суд, обычно те отделываются штрафами или в крайнем случае получают условную судимость. Но чтоб за такое беззаконие кого-то упекли на нары, такого нет. И причин тому много. Украинское законодательство несовершенно, но ко всему прочему те люди, которые стоят за «черными археологами», нанимают хороших адвокатов.

Кстати

Грабителей отвадили… дробью

В 90-х годах получили широкое распространение металлоискатели. По полям и лесам, по горам и долам стали шнырять люди с металлодетекторами, вылившиеся в отдельную группу искателей сокровищ. Несколько лет назад один из археологов, устав смотреть, как по территории древнего святилища бродят новоиспеченные «металлисты», придумал оригинальный способ отвадить непрошеных гостей. Он закупил на рынке 10 килограммов дроби и раскидал ее по округе. В итоге поисковики замучились реагировать на датчики детектора и покинули заветную территорию.

Только цифры

Свыше 9 тысяч памятников в Крыму состоит на государственном учете. 5600 из них относится к эпохе от палеолита до позднего средневековья. *

* По данным Рескомитета АРК по охране культурного наследия.

Конкретно

Какие районы полуострова больше всего жалуют гробокопатели?

Особый интерес грабители проявляли к античным и раннесредневековым некрополям в Бахчисарайском, Белогорском, Кировском, Ленинском, Сакском, Симферопольском и Черноморском районах, а также на территории Керченского, Феодосийского, Алуштинского и Ялтинского городских советов.