Антонина КУБА (17 февраля 2011)
Старые троллейбусы уходят на пенсию

Старые троллейбусы уходят на пенсию

Фото из архива "КП"

От штукатура до водителя

На полуострове решили возродить экологически чистый вид транспорта - реанимировать троллейбусный парк. С материка прибыло 40 новых машины, до конца февраля ждут еще 21. Половина из них должна быть приспособлена к движению по горной трассе. Речь идет вообще о том, чтобы полностью заменить общественный транспорт по принципу - от бензина к электричеству.

Пока пассажиры норовят усесться и проехаться именно в современных комфортабельных салонах, «Комсомолка», наоборот, решила отыскать самый старый «рогатик». Как оказалось, эти машины еще способны дать фору новичкам!

- Мне повезло работать на троллейбусе, который является одним из самых старых по дате выпуска в подвижном составе «Крымтроллейбуса», - рассказала «КП» водитель Анна Горбатенко. - Его выпустили в 1973-м, когда мне было всего 16 лет. Я была совсем ребенком и подумать не могла, что когда-нибудь стану водителем. Поступила в училище на штукатура. По окончании поняла, что совсем не хотела бы каждый день видеть перед собой одни стены, и решила сменить профессию. Тогда была очень популярной и престижной специальность водителя. А уж водителя общественного транспорта и подавно. Поэтому в 1976 году, не раздумывая, пошла на годичные курсы в троллейбусный парк. Родители не возражали, даже обрадовались, ведь я выросла в многодетной семье, где знали цену каждому куску хлеба.

Анна Назаровна рассказывает, что по сравнению с представителями других профессий водители троллейбусов в Советском Союзе получали приличный оклад - 140-160 рублей в зависимости от выработки часов. Это круче, чем у молодого специалиста, выпускника вуза, с его 90-110 рублями. Но сегодня Анна Горбатенко уже не помнит, на что потратила свой первый заработок. 

«Маршруточники нас не любят»

Старенький троллейбус, который водит женщина, тем не менее чаще вызывает у ожидающих на остановке пассажиров улыбку, чем недовольство. 54-летняя Анна Горбатенко крутит баранку того самого «розового весельчака», что появился на улицах Симферополя около года назад.

- Наше руководство придумало покрасить один из троллейбусов розовой краской, а на кабине написать: «Улыбнитесь вместе с нами!», - рассказывает водитель. - Симферопольцам понравилась такая идея, горожане поначалу даже фотографировались на фоне моей машины. Удивительно, но, отъездив 38 лет на маршруте, транспортное средство находится в хорошем техническом состоянии: ломается редко, отлично идет при гололеде, а техобслуживание проходит не чаще, чем новенькие модели, - по два часа еженедельно. Этот троллейбус долгое время ходил по маршруту №5 «Новоромановка - площадь Московская», но сейчас за ним закреплена «шестерка» - «Марьино - Центр».

Анна Назаровна призналась, что новых машин немного побаивается.

- Представьте, не хочу переходить в новый салон, - смеется Анна Горбатенко. - Для меня, 33 года проработавшей за рулем троллейбусов советского образца, очень непривычно вести современный. Зеркала кажутся огромными, в системе управления - куча электронной начинки. Но, конечно, если придется пересесть на новые, то буду усердно стажироваться.

Троллейбусники уверяют: их работа намного тяжелее, чем у простого водителя маршрутки. За рулем «Богдана», «Эталона» или «ГАЗели» надо следить только за дорогой и движениями пассажиров. А за рулем троллейбуса - еще и за контактной сетью.

- Маршруточники нас не любят, - смеется Анна Назаровна. - «Подрезают» при первой же возможности, ругаются, считают, будто мы специально им преграды создаем. А вот попробовали бы они сами сесть за руль троллейбуса и подъехать к переполненной маршрутками и автомобилями остановке!

Анна Назаровна говорит, что лет пятнадцать назад маневрировать на дорогах было намного легче - общественного транспорта тогда было почти вдвое меньше. 

«Отвечаю хамам шуткой»

Сегодня зарплата водителя троллейбуса составляет в среднем 3000 гривен. Но сама профессия уже давно не престижна. Школьники, которые приходят в крымский Музей истории трамвая и троллейбуса, расположенный на территории предприятия, приходят в восторг от старых моделей, но быть водителем не хочет никто. Говорят, что станут менеджерами, чтобы прилично зарабатывать. Тем временем рабочий день у водителей троллейбусов постепенно вырос до 8 часов.

- Это, конечно, долго, но что поделать, работать-то некому, - говорит Анна Горбатенко. - Обед беру с собой из дома, чай наливаю в термос и свои законные 50 минут обедаю на конечной остановке.

Как ни странно, но больше всего хлопот в стареньком троллейбусе приносят не поломки и даже не заштопанные сиденья, а пассажиры.

- Каких только хамов не встретишь в пути, - говорит женщина. - То друг на друга кричат, разобраться не могут, кто кому на ногу наступил! То, узнав, что я уже еду в парк, а не до конечной, ни за что ни про что меня матом покроют! Но я стараюсь просто не обращать на это внимания, с грубиянами если сцепишься, настроение на целый день испортишь. А в нашей профессии нервничать нельзя, слишком высока ответственность. Поэтому приходится придумывать разные шутки-прибаутки, чтобы умерить пыл хамовитых граждан. Зато в такие моменты, когда люди говорят тебе спасибо при выходе и желают удачи, я самый счастливый человек!

Из истории вопроса

Как мы докатились до Книги рекордов

В Музее истории трамвая и троллейбуса в Симферополе хранятся два уникальных диплома

Англичане пришли в восторг от горной трассы…

Здесь собраны сотни экспонатов, посвященных 51-летней истории развития троллейбусного движения в Крыму. Модели первого подвижного состава, фотографии первых почетных ветеранов, проработавших за рулем крымских «рогатиков» 25 лет. Рядом - дипломы Книги рекордов Украины и снимки, на которых экспонаты музея с интересом рассматривают известные украинские политики: Владимир Литвин, Анатолий Кинах. Есть тут даже уникальная коллекция поддельных удостоверений, изъятых у безбилетных пассажиров!

- В 2003 году статью о самом длинном троллейбусном маршруте в мире «Симферополь - Алушта -Ялта» опубликовали в одном американском журнале, который издается на 86 языках мира, - рассказал «КП» хранитель истории музея КРПП «Крымтроллейбус» Григорий Славный. - Именно тогда, впервые за 27 лет существования нашего музея, люди со всей планеты начали узнавать об этом и приезжать к нам.

Экспозиционный зал посетили десятки иностранцев. Шесть лет назад двенадцать специалистов из компании «Транспорт Лондона» специально проехались на крымском троллейбусе из Симферополя в Ялту и были поражены сложностью и одновременно прекрасными пейзажами маршрута. Но больше всего англичан поразило, что государство практически тогда не оказывало троллейбусникам никакой финансовой поддержки.

- Дело в том, что в 1960-х британцы ликвидировали у себя почти весь электротранспорт, - говорит Григорий Михайлович. - А сейчас поняли, что задыхаются от газов и бензина, и решили снова его возродить. При этом ставку делают именно на троллейбус, так как его эксплуатация и обслуживание намного дешевле, чем у трамвая. Их примеру последовали и немцы.

…а москвичи подарили вторую жизнь металлолому

Лет десять назад «Крымтроллейбус» посетили чиновники Белокаменной. Они выкупили как металлолом один из самых старых на то время «рогатиков», погрузили и отвезли к себе на родину. Там машине подарили вторую жизнь: покрасили, обустроили салон, и теперь он даже ходит по импровизированному маршруту в Музее пассажирского транспорта Москвы, который работает под открытым небом.

- Мы имеем два диплома Книги рекордов Украины, - показывает Григорий Михайлович.

- Один - за самый длинный маршрут в мире, второй - за самый старый подвижной состав в Украине. Троллейбусы перевозят украинцев в 45 городах нашей страны, и мы ежегодно занимаем последнее, 45-е место по возрасту подвижного состава. Однако, благодаря тому, что наш транспорт находится в хорошем техническом состоянии, по объемам перевозок Крым - на третьем месте!

В прошлом году на первом всеукраинском смотре общественных музеев Музей истории трамвая и троллейбуса КРПП «Крымтроллейбус» занял третье место за лучшую просветительскую работу. Благодаря вице-президенту одной из авиакомпаний, обслуживающей рейсы из Англии в Украину и Крым, буклет, специально изданный к 50-летию нашего музея, теперь бесплатно распространяется на борту авиалайнеров. Авиаперевозчику настолько понравилась история крымского троллейбуса, что он сам взял диск с фотографиями и текстом у Григория Славного и лично перевел его для туристов на английский язык.

Факты

- 86-километровая троллейбусная линия по маршруту «Симферополь - Алушта - Ялта» - самая длинная в мире.

- Пуск троллейбусов в крымской столице впервые состоялся 7 октября 1959 года.

- Первый троллейбус с пассажирами на Алушту отправился 6 ноября 1959 года.

Политика

Пресс-секретарем Белого дома стала дочь экс-губернатора Арканзаса
Пресс-секретарем Белого дома стала дочь экс-губернатора Арканзаса 171

Замену Шону Спайсеру нашли очень быстро.

Спецпредставитель США Курт Волкер прибыл в Донбасс
Спецпредставитель США Курт Волкер прибыл в Донбасс 171 1

После трех дней работы он вернется в Киев и обсудит дальнейшие действия по урегулированию конфликта.

Мать задержанного российского солдата Агеева прибыла в Украину
Мать задержанного российского солдата Агеева прибыла в Украину [видео] 504 2

Светлана Агеева приехала на поезде со спецкором "Новой газеты" для встречи с сыном. Якобы, у них есть договоренность с украинской стороной о встрече с военнопленным.

Происшествия

Глава Пентагона не верит в смерть лидера ИГИЛ
Глава Пентагона не верит в смерть лидера ИГИЛ 74

Джеймс Маттис утверждает, что у военной разведки нет доказательств гибели "террориста №1".

 Плавали даже джипы : Львов и Луцк залило дождем
"Плавали даже джипы": Львов и Луцк залило дождем [фото, видео] 624

Ветер валил деревья, подминая машины, городские улицы превратились в стремительные мутные потоки воды и грязи.

Британка совершила суицид после того, как ее дом затопило в 38-й раз
Британка совершила суицид после того, как ее дом затопило в 38-й раз [фото] 699 1

Дом женщины затопило несколько десятков раз последние 12 лет, так как коммунальные службы не смогли сделать качественный ремонт водопровода.

Экономика

1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы
1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы 906 2

Также в правительстве назвали компании, которые попадут под приватизацию.

Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали
Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали 313 4

Нашу страну опередила Мексика.

Криптовалюты: курс скачет похлеще доллара
Криптовалюты: курс скачет похлеще доллара 261

Мы попросили экспертов рассказать, почему так резко меняется курсы криптовалют, каковы их перспективы и грозит ли финансовый Армагеддон рынку с 1 августа.

Общество

Гороскоп на август 2017 года для всех знаков Зодиака
Гороскоп на август 2017 года для всех знаков Зодиака 772

Общий гороскоп для всех знаков Зодиака на август-2017.

В Киеве требуются 430 инспекторов Нацполиции
В Киеве требуются 430 инспекторов Нацполиции 158

Конкурс продлится до 22 октября.

Советы абитуриенту: где больше бюджетных мест и как подать заявление?
Советы абитуриенту: где больше бюджетных мест и как подать заявление? 527 1

На самые острые вопросы вступительной кампанию-2017 ответил директор Департамента высшего образования МОН Олег Шаров.

Светская хроника и ТВ

Эмма Уотсон потеряла свои кольца и попросила подписчиков найти их
Эмма Уотсон потеряла свои кольца и попросила подписчиков найти их [фото] 202

Одно из украшений для актрисы представляет особую ценность, т.к. было подарено мамой на 18-летие.

Ирина Шейк снялась полностью обнаженной для Vogue
Ирина Шейк снялась полностью обнаженной для Vogue [фото] 1020

Модель находится в прекрасной форме.

Скончался французский актер Клод Риш
Скончался французский актер Клод Риш 903

Артисту было 88 лет. За свою карьеру он успел поработать с Жерраром Филиппом, Аленом Делоном, Брижит Бардо, Лино Вентура и многими другими.

Спорт

Арестованный Мария Вильяр будет исключен из ФИФА и УЕФА
Арестованный Мария Вильяр будет исключен из ФИФА и УЕФА 131

От Вильяра ожидают добровольного сложения полномочий, либо же будут вынуждены устранить его от должности на основании правил организаций.

Элина Свитолина:  Теннис – единственный вид спорта, который пока не освоил мой парень
Элина Свитолина: "Теннис – единственный вид спорта, который пока не освоил мой парень" [фото] 328

Красавица-теннисистка посетила Харьков, где рассказала о своей любви, теннисе и родных городах.

Паулу Фонсека:  Возможно, решение по Кучеру было самым сложным за всю мою жизнь
Паулу Фонсека: "Возможно, решение по Кучеру было самым сложным за всю мою жизнь" 515

Главный тренер донецкого "Шахтера" рассказал, как принял решение расстаться с защитником команды