Антонина КУБА (17 февраля 2011)
Старые троллейбусы уходят на пенсию

Старые троллейбусы уходят на пенсию

Фото из архива "КП"

От штукатура до водителя

На полуострове решили возродить экологически чистый вид транспорта - реанимировать троллейбусный парк. С материка прибыло 40 новых машины, до конца февраля ждут еще 21. Половина из них должна быть приспособлена к движению по горной трассе. Речь идет вообще о том, чтобы полностью заменить общественный транспорт по принципу - от бензина к электричеству.

Пока пассажиры норовят усесться и проехаться именно в современных комфортабельных салонах, «Комсомолка», наоборот, решила отыскать самый старый «рогатик». Как оказалось, эти машины еще способны дать фору новичкам!

- Мне повезло работать на троллейбусе, который является одним из самых старых по дате выпуска в подвижном составе «Крымтроллейбуса», - рассказала «КП» водитель Анна Горбатенко. - Его выпустили в 1973-м, когда мне было всего 16 лет. Я была совсем ребенком и подумать не могла, что когда-нибудь стану водителем. Поступила в училище на штукатура. По окончании поняла, что совсем не хотела бы каждый день видеть перед собой одни стены, и решила сменить профессию. Тогда была очень популярной и престижной специальность водителя. А уж водителя общественного транспорта и подавно. Поэтому в 1976 году, не раздумывая, пошла на годичные курсы в троллейбусный парк. Родители не возражали, даже обрадовались, ведь я выросла в многодетной семье, где знали цену каждому куску хлеба.

Анна Назаровна рассказывает, что по сравнению с представителями других профессий водители троллейбусов в Советском Союзе получали приличный оклад - 140-160 рублей в зависимости от выработки часов. Это круче, чем у молодого специалиста, выпускника вуза, с его 90-110 рублями. Но сегодня Анна Горбатенко уже не помнит, на что потратила свой первый заработок. 

«Маршруточники нас не любят»

Старенький троллейбус, который водит женщина, тем не менее чаще вызывает у ожидающих на остановке пассажиров улыбку, чем недовольство. 54-летняя Анна Горбатенко крутит баранку того самого «розового весельчака», что появился на улицах Симферополя около года назад.

- Наше руководство придумало покрасить один из троллейбусов розовой краской, а на кабине написать: «Улыбнитесь вместе с нами!», - рассказывает водитель. - Симферопольцам понравилась такая идея, горожане поначалу даже фотографировались на фоне моей машины. Удивительно, но, отъездив 38 лет на маршруте, транспортное средство находится в хорошем техническом состоянии: ломается редко, отлично идет при гололеде, а техобслуживание проходит не чаще, чем новенькие модели, - по два часа еженедельно. Этот троллейбус долгое время ходил по маршруту №5 «Новоромановка - площадь Московская», но сейчас за ним закреплена «шестерка» - «Марьино - Центр».

Анна Назаровна призналась, что новых машин немного побаивается.

- Представьте, не хочу переходить в новый салон, - смеется Анна Горбатенко. - Для меня, 33 года проработавшей за рулем троллейбусов советского образца, очень непривычно вести современный. Зеркала кажутся огромными, в системе управления - куча электронной начинки. Но, конечно, если придется пересесть на новые, то буду усердно стажироваться.

Троллейбусники уверяют: их работа намного тяжелее, чем у простого водителя маршрутки. За рулем «Богдана», «Эталона» или «ГАЗели» надо следить только за дорогой и движениями пассажиров. А за рулем троллейбуса - еще и за контактной сетью.

- Маршруточники нас не любят, - смеется Анна Назаровна. - «Подрезают» при первой же возможности, ругаются, считают, будто мы специально им преграды создаем. А вот попробовали бы они сами сесть за руль троллейбуса и подъехать к переполненной маршрутками и автомобилями остановке!

Анна Назаровна говорит, что лет пятнадцать назад маневрировать на дорогах было намного легче - общественного транспорта тогда было почти вдвое меньше. 

«Отвечаю хамам шуткой»

Сегодня зарплата водителя троллейбуса составляет в среднем 3000 гривен. Но сама профессия уже давно не престижна. Школьники, которые приходят в крымский Музей истории трамвая и троллейбуса, расположенный на территории предприятия, приходят в восторг от старых моделей, но быть водителем не хочет никто. Говорят, что станут менеджерами, чтобы прилично зарабатывать. Тем временем рабочий день у водителей троллейбусов постепенно вырос до 8 часов.

- Это, конечно, долго, но что поделать, работать-то некому, - говорит Анна Горбатенко. - Обед беру с собой из дома, чай наливаю в термос и свои законные 50 минут обедаю на конечной остановке.

Как ни странно, но больше всего хлопот в стареньком троллейбусе приносят не поломки и даже не заштопанные сиденья, а пассажиры.

- Каких только хамов не встретишь в пути, - говорит женщина. - То друг на друга кричат, разобраться не могут, кто кому на ногу наступил! То, узнав, что я уже еду в парк, а не до конечной, ни за что ни про что меня матом покроют! Но я стараюсь просто не обращать на это внимания, с грубиянами если сцепишься, настроение на целый день испортишь. А в нашей профессии нервничать нельзя, слишком высока ответственность. Поэтому приходится придумывать разные шутки-прибаутки, чтобы умерить пыл хамовитых граждан. Зато в такие моменты, когда люди говорят тебе спасибо при выходе и желают удачи, я самый счастливый человек!

Из истории вопроса

Как мы докатились до Книги рекордов

В Музее истории трамвая и троллейбуса в Симферополе хранятся два уникальных диплома

Англичане пришли в восторг от горной трассы…

Здесь собраны сотни экспонатов, посвященных 51-летней истории развития троллейбусного движения в Крыму. Модели первого подвижного состава, фотографии первых почетных ветеранов, проработавших за рулем крымских «рогатиков» 25 лет. Рядом - дипломы Книги рекордов Украины и снимки, на которых экспонаты музея с интересом рассматривают известные украинские политики: Владимир Литвин, Анатолий Кинах. Есть тут даже уникальная коллекция поддельных удостоверений, изъятых у безбилетных пассажиров!

- В 2003 году статью о самом длинном троллейбусном маршруте в мире «Симферополь - Алушта -Ялта» опубликовали в одном американском журнале, который издается на 86 языках мира, - рассказал «КП» хранитель истории музея КРПП «Крымтроллейбус» Григорий Славный. - Именно тогда, впервые за 27 лет существования нашего музея, люди со всей планеты начали узнавать об этом и приезжать к нам.

Экспозиционный зал посетили десятки иностранцев. Шесть лет назад двенадцать специалистов из компании «Транспорт Лондона» специально проехались на крымском троллейбусе из Симферополя в Ялту и были поражены сложностью и одновременно прекрасными пейзажами маршрута. Но больше всего англичан поразило, что государство практически тогда не оказывало троллейбусникам никакой финансовой поддержки.

- Дело в том, что в 1960-х британцы ликвидировали у себя почти весь электротранспорт, - говорит Григорий Михайлович. - А сейчас поняли, что задыхаются от газов и бензина, и решили снова его возродить. При этом ставку делают именно на троллейбус, так как его эксплуатация и обслуживание намного дешевле, чем у трамвая. Их примеру последовали и немцы.

…а москвичи подарили вторую жизнь металлолому

Лет десять назад «Крымтроллейбус» посетили чиновники Белокаменной. Они выкупили как металлолом один из самых старых на то время «рогатиков», погрузили и отвезли к себе на родину. Там машине подарили вторую жизнь: покрасили, обустроили салон, и теперь он даже ходит по импровизированному маршруту в Музее пассажирского транспорта Москвы, который работает под открытым небом.

- Мы имеем два диплома Книги рекордов Украины, - показывает Григорий Михайлович.

- Один - за самый длинный маршрут в мире, второй - за самый старый подвижной состав в Украине. Троллейбусы перевозят украинцев в 45 городах нашей страны, и мы ежегодно занимаем последнее, 45-е место по возрасту подвижного состава. Однако, благодаря тому, что наш транспорт находится в хорошем техническом состоянии, по объемам перевозок Крым - на третьем месте!

В прошлом году на первом всеукраинском смотре общественных музеев Музей истории трамвая и троллейбуса КРПП «Крымтроллейбус» занял третье место за лучшую просветительскую работу. Благодаря вице-президенту одной из авиакомпаний, обслуживающей рейсы из Англии в Украину и Крым, буклет, специально изданный к 50-летию нашего музея, теперь бесплатно распространяется на борту авиалайнеров. Авиаперевозчику настолько понравилась история крымского троллейбуса, что он сам взял диск с фотографиями и текстом у Григория Славного и лично перевел его для туристов на английский язык.

Факты

- 86-километровая троллейбусная линия по маршруту «Симферополь - Алушта - Ялта» - самая длинная в мире.

- Пуск троллейбусов в крымской столице впервые состоялся 7 октября 1959 года.

- Первый троллейбус с пассажирами на Алушту отправился 6 ноября 1959 года.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ