Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Пограничников на Тузле заменят компьютеры

Пограничников на Тузле заменят компьютеры
Фото: Фото автора

  В течение года тут установят новые локаторы и системы автоматического распознавания, которые сами способны вычислять характеристики судна, порт его приписки, объем и количество перевозимого груза в трюмах, а также численность экипажа на борту.

 Еще недавно, осенью 2003 года, песчаный остров в центре Керченского пролива был камнем преткновения для Украины и России. Все дело в том, что морская граница в этом районе «размыта». Со времен провозглашения независимости Украины страны не могут поделить кишащий ценными породами рыб пролив. Чтобы хоть как-то обозначить кордон, в октябре 2003 года на Тузле ударными темпами, за один месяц и миллион долларов, построили погранзаставу, тогда на ней служило 50 бойцов. Теперь это единственная в стране пограничная застава. Все остальные переформированы в отделы погранслужбы.

 Куры и свой хлеб

 Добраться на Тузлу можно или по воздуху (на острове две вертолетные площадки) или по воде. Мы идем на малом катере морской охраны «Калкан». Ходу - около 20 минут. Утреннее солнце слепит глаза. Летящие в лицо холодные брызги обжигают кожу. Юркое суденышко рассекает морские волны, скорость порядка 20 узлов.

 - Выгружаемся, - заглушая шумный дизель, командует капитан Евгений Шкеред. И тут же предупреждает пассажиров, что ветер здесь сильный, волны высокие, необходимо крепко держаться за плавучий понтон, иначе упадешь в воду.

 Нас встречает дозорный, он проверяет паспорта у всех пришельцев. На берегу несколько десятков деревянных домиков. Это пансионаты. Летом в них отдыхают работники Керченского порта со своими семьями.

 - Кроме оздоровительного комплекса, в противоположной части острова есть деревушка, - вытряхивая песок из ботинка, говорит один из пограничников. - Живут там одни старики - дедовским методом, на баркасах неводами, ловят рыбу.

 На песке у дороги видны следы копыт.

 - Откуда здесь коровы? - уделяюсь.

 - Это стадо диких овец, они пришли сюда с Тамани, до того как узкую косу, соединявшую Тузлу с материком, размыли волны, - поясняют пограничники.

 На заставе нас встречает оперативный дежурный, старший прапорщик Анатолий Волнец. После доклада о том, что на границе все спокойно, мы проходим за высокий забор. На территории несколько зданий и высоченная наблюдательная вышка.

 - Сколько здесь пограничников? - интересуюсь.

 - Вместе с офицерскими семьями живет около 20 человек, - поясняет Анатолий Яковлевич. - Сейчас на заставе 9 пограничников. Службу несем посменно. Вахтовым методом. Каждую неделю ездим в Керчь отдыхать.

 Дизель - сердце заставы

 Как оказалось, самая важная профессия на заставе не повар или завхоз, а обычный дизелист. На остров не поставляется электричество с материка. Вырабатывают его здесь пять генераторов.

 - В день дизельные установки расходуют 120 литров топлива, - говорит машинист двигателей внутреннего сгорания Александр Самофалов. - Здесь хорошие агрегаты: два немецких, один итальянский и еще один электрогенератор достался от СССР. Техника почти не ломается, только масло необходимо вовремя менять. Работают дизеля по 12 часов. Топливо хранится в огромной бочке. Запаса в 55 тонн хватает на полтора-два месяца. Потом корабль привозит еще партию.

 Подстанция - сердце заставы, и, как ни странно, основная ее мощность тратится не на подпитку радиолокационной станции, а на приготовление еды.

 - Подстанция вырабатывает порядка 50 киловатт, - поясняет Александр Николаевич. - Энергии хватает с запасом - база потребляет около 15-20 киловатт. Из них порядка 10 расходуется электроплитками в столовой. А все из-за того, что на заставе самостоятельно выпекают хлеб. - И, отламывая хрустящую корочку, угощает меня свежевыпеченной булкой.

 То ли я был голоден, то ли и в самом деле хлеб необыкновенный. Но весит островная буханка больше килограмма. Не то что на материке. У нас она едва дотягивает до 600 граммов.

 Летом свежие помидоры и огурцы

 Порывы ветра зимой достигают скорости более 30 метров в секунду. На обледеневшем плацу невозможно стоять - сдувает. Но 15-метровая наблюдательная вышка выдерживает любой напор стихии. Она не качается. Взобраться на этот пост разрешили только после того, как я выслушал все инструкции по технике безопасности.

 На самой макушке места столько, что можно смело играть в пинг-понг. В металлической будке стоят телефоны, рации и лежат журналы. На дежурстве 23-летний пограничник из Керчи. Он через специальный прибор рассматривает горизонт.

 - Это аналог подзорной трубы, только очень мощный - 30-кратное увеличение, называется бинокуляр, - хвастается младший инспектор второй категории, специалист радиотехнического поста, сержант Анатолий Лукин. - При помощи этого устройства я слежу за проходящими по Керченскому проливу судами. Важно, чтобы корабли не пересекали границу. Каждое плавсредство регистрируется в журнале. Если надо, можно связаться с кораблем. Дежурим посменно, в наряд заступаем на 6 часов. Затем 12 часов отдыхаем. За время работы я отслеживаю порядка 50-80 кораблей.

 - Сколько получаешь? - интересуюсь у зоркого глаза.

 - По условиям контракта в месяц платят 1700 гривен, плюс хорошо кормят.

 - А часто ловите нарушителей границы?

 - Последний раз было в начале ноября, - вспоминает сержант. - Украинское рыболовецкое судно сбилось с курса и зашло в российские воды. Катера тут же догнали «беглеца». Над капитаном этого плавсредства уже идет судебный процесс.

 В плохую погоду пограничники предпочитают не «сушиться» на вышке. За проливом наблюдает локатор.

 - Это самая высокая в Украине наблюдательная вышка, в сильный ветер здесь немного страшновато, конструкция начинает напоминать палубу корабля: раскачивается, - поясняет пограничник Лукин. - В непогоду мы отслеживаем суда при помощи локаторов. Начальство обещало, что скоро на Тузле появится суперсовременное оборудование.

 Чтобы не было скучно, в перерывах между службой пограничники ненадолго переквалифицируются в фермеров.

 - А летом здесь как на курорте! - восклицают бойцы. - Теплое море, желтый песок и приятный освежающий бриз - такого на материке нет. В эту пору года мы с товарищами в свободное время занимаемся земледелием. В теплице выращиваем помидоры, огурцы и баклажаны. А один раз пробовали получить урожай арбузов, но грунт оказался неподходящий. А еще на заставе есть маленький птичник, здесь домашние куры. Их едим по праздникам.

 - А откуда воду на полив теплицы берете? Неужели колодец? - спрашиваю.

 - Нет, ее привозят корабли раз в 2 месяца, - смеются пограничники. - В специальной бочке ее 55 тонн. Этого количества вполне хватает.

 Миллион на систему online

 Спускаюсь на землю и прошусь осмотреть окрестности. Сопровождать меня взялся сам «хозяин острова». Полковник Александр Кныр тут же принялся рассказывать о будущем заставы.

 - Она будет стоять здесь и в будущем, никто и никуда ее убирать не собирается, - уверенно поясняет заместитель начальника Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины по технической части. - Сейчас мы работаем над проектом технического перевооружения. Со следующего года начнем установку новых локаторов, систем автоматического распознавания - «АИС», и, возможно, уменьшим количество пограничников на Тузле. Техника, которую здесь поставят, определит не только, откуда и куда движется судно. Компьютер в состоянии выяснить, что это за плавсредство, где его порт приписки, какой груз и сколько его в трюмах, а также величину экипажа на борту.

 По словам начальника, единственная проблема, которую до сих пор не решило наше государство, - это установка на все украинские корабли длиной более 14 метров специального «АИС»-датчика. Без этого устройства автоматическая погранзастава не сможет распознать судно.

 Мы выходим на бетонку, ведущую к причалу, где нас ждет катер.

 - Плюс ко всему на Тузле установят видеонаблюдение за Керченским проливом, - обещает Александр Николаевич. - Все данные будут поступать прямиком в Киев по специальной беспроводной линии связи. Управлять заставой станет возможно прямо с материка. Так уже весь мир работает.

 Мы поднимаемся на борт, отдаем концы. Оставшиеся на причале пограничники отдают честь, и катер на бешеной скорости мчит назад. Несмотря на изолированность, покидать остров не очень хочется. Свежий воздух и успокаивающая тишина как раз то, чего так не хватает городским жителям.

 Кстати

 В конце этого года керченские пограничники закупят три малых самолета. По словам правоохранителей, использование воздушной техники более выгодно по сравнению с морской. В то время как катер за час патрулирования «проглатывает» порядка 70 килограммов соляры, самолет расходует только 30. Также в Николаеве в течение двух лет спустят на воду новый современный корабль морской охраны, а на феодосийском судостроительном заводе «Море» уже началась сборка малого пограничного катера.