Людмила ЕЛЬЦОВА: «Хотите жить хорошо? Платите честно налоги!»

Людмила ЕЛЬЦОВА: «Хотите жить хорошо? Платите честно налоги!»

Фото Сергея ТАРАДАЕВА. Людмила ЕЛЬЦОВА: Все консультации читатели могут получить по нашему телефону доверия: 0 (652) 259-309.

 - Людмила Васильевна, встречались ли вы с предпринимателями по поводу принятия нового Налогового кодекса?

- Конечно. Причем даже в неформальной обстановке. На мой взгляд, просто очень много нагнетают обстановку вокруг этого вопроса. Ведь никто не говорит о том, что в 14 разделе предусмотрено не производить доплату за наемных лиц в размере 50% от ставки на едином налоге. Сколько их у предпринимателей трудится? По Симферополю единого налога нужно заплатить всего 400 гривен. Причем с наемного лица, как я говорила, платить не надо. А об этом никто не говорит, эта информация нигде не звучит.

- То есть люди ругают то, чего не знают?

- На днях в одном из крымских изданий вышел материал об обстановке на Майдане и журналист дал выдержки из Налогового кодекса. Но они не соответствуют той редакции, которая была обсуждена Верховной Радой. Выясняю, оказывается, корреспондент просто скачал старый текст из Интернета. Вместо того, чтобы изучить первоисточник.

- То есть и в прессе много неточностей?

- Много. Потому что изначальный документ никто не читал.

- Но новый Налоговый кодекс все равно примут, и жизнь предпринимателей изменится.
- Естественно. И предпринимателям, которые занимаются определенными видами деятельности по упрощенной системе, конечно, на первом этапе будет сложнее. Но в перспективе, через два-три года, ситуация стабилизируется. Налоги должны платить все.

Ведь те же бюджетники, граждане, которые получают официальную зарплату, спокойно платят 15% НДФЛ и от 2 до 6 процентов социальных взносов, а работодатель за них выплачивает 36% социальных взносов. Никто из них не возмущается - ни врачи, ни учителя. Наш бизнес привык к очень либеральным условиям, которые были созданы этой системой. Хотя, если взять и по полочкам все разложить, никакого прессинга нет.

- Вас беспокоит Ирина Ивановна из Симферополя. Меня интересует ваш комментарий к формулировке одного из проектов Налогового кодекса о том, что налоговым инспекторам будет дано право проводить следственную деятельность. Я правильно понимаю? А ведь следственные действия может проводить следователь прокуратуры. Как вы себе, это представляете?

- Ни в одном документе, ни в проекте Налогового кодекса такого не предусмотрено. Как были предусмотрены законодательными актами полномочия налоговой службы, так они и остаются. В тех же рамках. Никто эти полномочия не расширял.

- А как же быть с тем пунктом, что налоговый инспектор вправе заходить в производственное помещение, проводить там определенную проверку? Скажем так, у меня цеха по пищевым продуктам.

- Это предусмотрено и в действующем на сегодняшний день Законе «О налоговой службе». То есть налоговому инспектору можно входить в помещение, которое используется в хозяйственной деятельности с целью получения дохода, для объективной оценки, налогообложения. То, что вы говорите, как раз и путают граждане, считая, что мы можем беспрепятственно входить в жилые помещения. У нас таких прав не было, и они не предусмотрены в НК. Это все недостоверная информация, слухи. Где вы такое видели и читали?

- Такие законопроекты мне юристы показывали.

- Если вы поднимете и посмотрите первоисточник, а именно августовский проект Налогового кодекса, то там такого не предусмотрено. Во втором разделе прописаны права налоговой службы и обязанности другой стороны - налогоплательщика. Очень интересный раздел, я рекомендую вам его внимательно изучить.

- Хотела еще уточнить. Сейчас налоговые разъяснения дает ГНА, а потом это будет прерогатива Минфина. Как это будет выглядеть?

- Этот вопрос не обсуждался. Для нас, работников налоговой службы, для обычных налоговых инспекторов все равно, кто будет давать такое разъяснение. Главное, чтобы оно было объективно и понятно в том виде, в котором оно существует. Я не вижу тут никакой проблемы.

- А как быть с тем, что консультировать будет ГНАУ, а разъяснения будет давать Минфин?

- Консультации и разъяснения, которые имеют поднормативный документ, это разные вещи. Консультации сейчас выдаются на всех уровнях налоговой службы, начиная от районных инспекций, заканчивая ГНАУ, созданы специальные центры. ГНАУ в течение 2010 года пересмотрела все изданные разъяснения, проинвентаризировала их и отменила те, которые противоречат друг другу. Так что читайте внимательно и не стесняйтесь нам звонить.

- Как утверждал председатель Всекрымского общества «Союз предпринимателей и работодателей Крыма» Александр Дудко, сейчас в Украине, по статистике, общая сумма налоговых изъятий составляет 61%, тогда как в мировой практике видно, что после 33% наступает кризис.

- Вы понимаете, теория Александра Михайловича, может, чем-то правильна и интересна. Но! Если брать теорию Маркса, добавленная стоимость, которая создается на каждом процессе производства, накладывается в заработную плату. То есть мы берем кусок дерева, пилим, точим, сверлим, получаем товар. Так вот, стоимость его труда, это и есть добавленная стоимость. Дальше мы к ней прибавляем начисления на фонд оплаты труда, определенные удержания плюс ко всему этому изготовитель должен себе оставить какие-то страховые резервы, прибыль и так далее. Вот это все и есть добавленная стоимость.

- Тогда процент может быть еще больше?

- У нас идет начисление в Пенсионный фонд 36%, налог с дохода физических лиц 15%. Но налог с дохода выплачивает физическое лицо, а не предприятия. Кроме этого, в мире есть и теория Лаффера. Она показывает, что в определенных условиях уменьшение налоговых ставок, может вызвать увеличение налоговых поступлений. При этом самая оптимальная налоговая нагрузка в государстве - это 40%. Он исследовал рынок и понял, что процентная ставка от ВВП, достигнувшая такой величины на всех уровнях производства, дает возможность баланса и развития как государства, так и предприятия. Если налоговая нагрузка ниже сорока, то государству не хватает денег; если выше, тогда идет соответственно нагрузка на бизнес и есть риски ухода бизнеса в тень.

- То есть, смотря как считать?!

- Для примера. Фонды социального страхования, совокупная ставка налога на доходы и обязательные платежи в Бельгии составляют 99,8%, в Германии 98,4%, а во Франции порядка 85%. Поэтому наши шестьдесят процентов на этом уровне выглядят как в ясельках.

- Здравствуйте. Меня зовут Людмила Григорьевна. Я из Симферополя. У меня сложилось впечатление, что наша крымская налоговая по большому счету бездельничает. Я отдыхала в Симеизе. В центре за автовокзалом есть чебуречная, которая пользуется большим спросом. Там о чеках даже речи не идет. Прошлась по магазинам - тоже через раз стоят кассовые аппараты. Мне интересно, как будет меняться ситуация? Смотришь американские фильмы 50-60 годов - там в самых «задрипанных» местах, в прериях, стоят кассовые аппараты, хоть какие-то, но стоят. Когда у нас они появятся?

- На данный момент субъекты, которые находятся на упрощенной системе оплаты налогов, в соответствии с законодательством имеют право работать без кассовых аппаратов. Проектом Налогового кодекса было предусмотрено их обязательное внедрение для субъектов на упрощенной системе при достижении объема продаж 300 тысяч гривен. Это основной из моментов, который вызвал недовольство предпринимателей, просто бурю негодования. В конце концов это переросло во всеукраинские акции протеста. А ведь это могло бы высветить фактические объемы и, возможно, в дальнейшем снизить ставки налогов, но в том-то и дело, что бизнес не хочет показать свои фактические доходы.

В отношении того, что налоговая плохо работает, хочу сказать: за каждым субъектом, работающим по упрощенной системе уплаты налогов, просто не уследить. В Крыму предпринимательскую деятельность осуществляют 111 тысяч предпринимателей - физических лиц, из них 50 тысяч применяют упрощенную систему налогообложения. К сожалению, не все свой бизнес осуществляют прозрачно. К каждому предпринимателю не приставишь проверяющего, поэтому нужны такие регуляторные мероприятия государства, которые бы позволили навести порядок в налогообложении как малого, так и крупного бизнеса, исключив возможность применения схем минимизации и уклонения от уплаты налогов.

Кассовый аппарат - это прежде всего защита прав потребителей, которые часто обращаются с жалобами к нам, но, так как нет кассового чека, вернуть некачественный товар просто невозможно, поэтому в цивилизованном мире это неотъемлемый атрибут для каждого субъекта хозяйствования.

- Будет ли государство выделять бесплатные кассовые аппараты для предпринимателей?

- Такой вариант тоже рассматривается. Предполагалось, если у предпринимателя оборот до 300 тысяч гривен, он может работать без кассового аппарата. У кого от 300 до 600 тысяч - их все равно бы пришлось покупать, но государство им обещало компенсировать расходы на их приобретение. Это возможно и за счет уплаты налогов. Вариантов много. По Крыму всего 10% субъектов предпринимательской деятельности показали оборот свыше 300 тысяч, основная же масса - это 42% - не превысили оборот в 50 тысяч гривен.

- Часто ли налоговой приходится судиться с предпринимателями?

- Все процессы апелляции и рассмотрения жалоб предпринимателей изложены в налоговом законодательстве. Там практически ничего не изменено. Если налогоплательщик считает, что наше решение принято неверно либо противоречит законодательству, он может подать жалобу либо в наши органы, либо в суд. Жалоб очень много. Каждое десятое решение, принятое налоговой, обжалуется, и не всегда решение принимается в нашу пользу. Все может быть - и ошибки инспекторов тоже. За это инспектор получает дисциплинарное взыскание. С этим у нас очень жестко.

- Какая максимальная сумма штрафа была у вас в практике?

- Ограничения в денежном эквиваленте нет. Как и сейчас предусмотрено, так и в новом Налоговом кодексе есть определенная система. Если плательщик сам устанавливает занижение обязательств, но вовремя подает налоговую декларацию, то он может заплатить всего 5% штрафа. Если этот факт устанавливает налоговая служба, то мы выносим решение о 10% взыскании от занижения перед налоговым обязательством за каждый налоговый период.

- А все-таки максимум?

- По нашему законодательству процент налогообложения не может быть выше 50%. В очень редких случаях этот процент может составлять сто, а то и двести процентов. Еще есть штрафы в пятикратном размере. Например, за непроведение наличного обращения через регистраторы наличных операций. То есть, несвоевременное оприходование наличных средств.

- Я участник боевых действий и до сей поры за дорожный сбор не платил. Кто теперь мне будет компенсировать расходы?

- В отношении льготной категории граждан, которые воевали и так далее, я думаю, что государство все компенсирует, как сейчас компенсирует перевозчикам городских маршрутов. Льготы вводиться будут. Я думаю, их предусмотрит государство.

- Есть ли в Налоговом кодексе какие-то крымские особенности?

- Сейчас законодательством предусмотрен курортный сбор. Он составляет 1,70 грн. с одного отдыхающего. Изменения не вносились с 1992 года. Только в 2005 году, когда у нас был министром экономики Арсений Яценюк, мы вводили так называемый рекреационный сбор. Этот сбор просуществовал успешно три года, пополнения в бюджет, особенно в последний год, в сумме превышали 20 млн. Сейчас законодатель, предусмотрел туристический сбор, это местный налог. Этот налог составляет от 0,5% до 1% от стоимости мест краткосрочного проживания. Весь туристический сбор будет оставаться в местном бюджете, что очень хорошо для развития. Конечно, мы понимаем: будут сложности в администрировании, но поступления в бюджет будут.

- Подводили ли вы итоги уходящего года?

- Во всех направлениях наблюдается положительный результат. Прирост отдыхающих дал прирост в государственный бюджет во всех видах налогов. Самое главное, у нас увеличился налог на доходы физических лиц. Этим летом мы начали работу по «детенизации» заработной платы. За сезон мы легализовали наемный труд 11 тысяч физических лиц. Подведя итоги проделанной работы - в бюджет было внесено порядка 4 миллионов гривен.

- Борис, предприниматель, Симферополь. У меня ЧП, я занимаюсь рекламой. В новом списке ее нет. До 15 числа нужно будет подать вам заявление. Мне непонятно, что нужно делать?

- Добрый день, Борис. Пока я не вижу оснований для паники. Пока Налоговый кодекс не принят, существует система, по которой мы работали раньше. Заявление вы должны подать не позже 15 декабря. Имеете право продолжать свой бизнес на упрощенной системе. Если в списках будут изменения, то мы предоставим дополнительные рекомендации. На данный момент, если ваш объем дохода не выше трехсот тысяч, если у вас нет налогового долга, подавайте заявление и все. Но даже если на упрощенной системе будет исключена рекламная деятельность, консалтинг, то никто вам не запрещает работать на обычной системе. Это не значит, что бизнесу запретили заниматься таким видом деятельности. Работайте на общей системе налогообложения. Посчитайте свой доход, вычтите расход, разницу декларируйте как доход и уплачивайте с этого дохода 15%, ну и, естественно, определенные взносы в пенсионный и социальный фонд.
В ближайшее время государство поменяет законодательство о Пенсионном фонде, будет накопительная система. С каким результатом вы подойдете к своему, так сказать, трудовому финишу? Для того чтобы была объективная нагрузка на всех, кто создает бизнес, в Пенсионный фонд и социальный фонд должны быть внесены определенные платежи.

- Вы прекрасно понимаете, что на одного рабочего сейчас приходится десять пенсионеров и, какую пенсию я буду получать, никто не знает. Государство кинуло моих родителей, моих бабушек и так далее.

- Подождите, стоп, как это государство кинуло ваших родителей? Ваши родители получают пенсию. Сейчас минимальная пенсия 720 гривен. Вопрос к вам, а сколько вы отдаете бюджету в месяц на содержание этих пенсионеров - вот вам и ответ. Получать хотят все, а платить нет.

- А можно ли прожить на эти деньги?

 - Для того чтобы платить больше пенсии, нужно платить в Пенсионный фонд, а в него платят не все. В Крыму более пятидесяти тысяч физических лиц, которые находятся на упрощенной системе. У них мизерный фонд оплаты труда, в соответствии с отчетностью показатель составляет 512 гривен на человека. Если малый бизнес уплачивает такую заработную плату своим работникам, значит считает, что на нее можно прожить, даже у пенсионеров больше пенсия!!! Кроме того, в Пенсионный фонд от этой категории плательщиков поступают мизерные отчисления, так с чего же Пенсионный фонд будет платить достойные пенсии нашим старикам. То есть, такие недопоступления новым Налоговым кодексом и предусмотрено урегулировать. Пополнение бюджета, социальных и пенсионных фондов должно быть обязательным для всех, если хотим, чтобы наши дети жили в процветающей державе.

Налоговый кодекс Украины содержит 19 разделов, в которых 340 статей. Сокращено количества общегосударственных налогов и сборов с 29 до 19, а местных - с 14 до 4.
К общегосударственным налогам и сборам относятся: налог на прибыль предприятий; налог на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизный налог; сбор за первую регистрацию транспортного средства; экологический налог; рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов и природного газа магистральными нефте- и газо-проводами, рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемый в Украине; плата за пользование недрами; плата за землю; сбор за пользование радиочастотным ресурсом; сбор за специальное использование воды; сбор за специальное использование лесных ресурсов; фиксированный сельскохозяйственный налог; сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (до 31 декабря 2014 года); пошлина; сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, природный газ.
К местным налогам относятся: налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка; единый налог. К местным сборам относятся: сбор за осуществление некоторых видов деятельности; сбор за места для парковки; туристический сбор.

Из досье «КП»

ЕЛЬЦОВА Людмила Васильевна

Заместитель председателя Государственной налоговой администрации в АРК.

Родилась 25 августа 1958 года в Харькове.

Окончила Харьковский государственный университет им. Каразина (бывший Горького). Факультет «Финансы и кредит».

Сразу после университета была направлена в Крым. Работала в системе сберкасс. В 1988 году перевелась в налоговые органы. Работала инспектором. В 1990 году впервые в истории Украины осуществляла программу «Внедрение компьютерных технологий в бухгалтерский учет» в Киевском районе города Симферополя.

C 1993 года на руководящих должностях.

Имеет спецзвание - государственный советник налоговой службы 3 ранга.
 

загрузка...
загрузка...

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт