Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Что остается за кадром ТВ-программ

«Бантик» из Керчи расстроил археологов

Алена ИВАНИЧЕНКО, собственный корреспондент «Первого»

Алена ИВАНИЧЕНКО
 
На «Первом канале» я работаю больше десяти лет и, как всякий собкор, «засидевшийся» в одном регионе, дорожу наработанными связями, и, естественно, стараюсь тщательно проверить информацию, прежде чем выдать в эфир. Особенно информацию научную, в частности историческую. Но этот эпизод веселым посчитали все, кроме уважаемых археологов. Они пригвоздили меня к виртуальному «позорному столбу».

В начале 2000-х, когда экономическое положение нашей науки было аховым, я с трудом получила разрешение на съемку уникального древнего памятника - склепа Деметры в Керчи. Посетителей туда не допускают - возраст этого объекта более двух тысяч лет. ТВ и фоторепортеров тоже. Последней там побывала группа конкурирующего российского канала лет за 5 до нас - они делали репортаж о том, что склеп заливает водой и уникальные фрески под угрозой гибели.

В Керчи нас встретили любезно, и женщина-специалист, куратор памятника, с гордостью рассказала, что больше «жемчужине» крымской археологии ничего не угрожает: систему стока воды оплатили европейцы, из фонда в структуре ЮНЕСКО. Сумма исчислялась тысячами евро. Нам показали памятник, по нашей просьбе куратор «в кадре» провела замеры уровня подземных вод и прочие технические процедуры. Сюжет наш вышел в эфир на ОРТ в праздничные ноябрьские дни - он был выполнен в жанре, который на телевидении называют «бантик»: нечто красивое и развлекательное.

И вдруг в первый же рабочий день я получаю на автоответчик с десяток сообщений с проклятиями от научных работников, в частности от женщины-куратора. В изумлении начинаю разбираться, в чем дело. Оказывается, нашу картинку по видеообмену получили на телеканале «Интер». В утреннем выпуске ее выдали в эфир «бантиком» с дикторским комментарием. Увидев в эфире «Интера» склеп Деметры, заслуженная сотрудница влиятельного российского информагентства (тоже собкор в Крыму) - внезапно вспомнила давнюю историю о том, что этот памятник был под угрозой гибели, и радостно выдала ее на ленту новостей, да еще и сославшись на отчет керченской мэрии. В свою очередь редакторы вечернего выпуска новостей «Интера» обратили внимание на «новую» скандальную информацию агентства, только что появившуюся на лентах, и дали ее в эфир, сопроводив нашей картинкой.

Резонанс был колоссальным. Европейцы стали звонить в Керчь и спрашивать - куда вы дели деньги на отвод воды от склепа Деметры? Освоили? А ваше ТВ утверждает, что поднялись подземные воды и угрожают залить памятник!

Долго я пыталась объяснить сотрудникам музея эту странную схему распространения информации. Мне не верили. Аргумент был железный - кроме вашей группы, мы никого не пускали снимать больше 5 лет. Картинка ваша - значит, и лживый комментарий ваш. Как тебе не стыдно, Алена! А еще историк!


Как в сюжете скрестили черешню и табак

Галина ЖУКОВА, шеф-редактор канала ИТВ

Дело было в профессиональный праздник, точнее в один из них, так как телевизионщикам везет: мы можем отмечать и День телевидения в ноябре, и День журналиста в июне, и Международный день солидарности журналистов 8 сентября. Так вот. Настроение у всех замечательное, особенно у «новостей». Монтаж идет полным ходом. Один из привезенных «из полей» материалов - про сбор черешни. Картинка соответствующая: сад, перепуганные насмерть телевизионщиками работницы, сидящие на деревьях и на ощупь (потому что загипнотизированы камерой) рвущие черешню, летнее солнышко, ведра, щебет птиц.

Галина ЖУКОВА

Журналист - автор сюжета, отсматривая готовое видео, случайно промотал пленку на старое, зимнее еще, про крымских табаководов. Сюжет этот почему-то в эфир в свое время не пошел, и вот жалко стало журналисту до слез, что такой хороший материал пропадает. Посоветовался с режиссером. Режиссер был понимающий, обладающий здоровым чувством профессионального юмора. Итогом совместного творчества стал шедевр следующего содержания: в начале сюжета речь идет о черешне (примостившиеся на ветках, остолбеневшие от ужаса работницы, уставившись прямо в камеру, на автомате рвут черешню), далее - «мягкий» переход к табаководству, типа, «черешня еще что, вот табак в Крыму!..» После летнего сада в кадре вдруг появляется табаковод в зимней шапке, мягко говоря, неважно изъясняющийся на русском, обладающий еще и дефектом речи. Все вместе выглядит драматургической фантазией в стиле Ионеско.

Подошло время выхода новостей в прямой эфир. Ведущая выпуска была не подготовлена к подобному сюрпризу, а во время сюжета ей на мониторе в студии еще и звука прибавили, мол, оцени прикол. Никто не ожидал, что оценка будет столь эмоциональной. Ведущая и так дама, посмеяться любящая, а здесь такой пассаж! Словом, она хихикать начала во время сюжета, начало подводки к следующему (очень серьезному, между прочим) сюжету читала, прыская от смеха, а конец подводки выдавливала через смех, уже лежа на столе.

Количество зрительских звонков в минуту побило рекорды даже предвыборных эфиров. Звонило, правда, и руководство, но это совсем другая история. Тем более что дата помните какая была? Вот такой был как-то праздник.

Вообще, работа в новостях - это постоянные сюрпризы, всего не упомнить.

«Новости» - это кошмар!

Ирина МУЛЬД, шеф-редактор программы «12 минут новостей» (ГТРК «Крым»)

Ирина МУЛЬД

За кадром обычно остаются незначительные, но иногда смешные детали. Например, если студия поставлена так, что ведущий виден только по пояс, то мало кто, лицезря в кадре одетую в презентабельный костюм журналистку, может подумать, что юбка у нее совсем не подходит к пиджаку или вовсе отсутствует, как вариант - надеты лосины, джинсы или вместо юбки повязан платок. 

Вообще же, что касается моего ведомства, то любой новостийщик подтвердит, что за кадром остается обычный новостийный, как мы говорим, тихий ужас. Только те, кто причастен к подготовке новостей - журналисты, операторы, режиссеры, монтажеры, координатор, водители - знают, сколько за каждым новостным сюжетом стоит труда. И после привычного в вечернем выпуске новостей приветствия ведущей: «В эфире ГТРК «Крым» программа «12 минут новостей», - многие из нас выдыхают с облегчением - «успели».

 

За известность приходится платить

Борис ЛЕВИН, заслуженный журналист Украины

Борис ЛЕВИН
 

- Слава телеведущего имеет две стороны. С одной - это популярность, когда тебя узнают на улицах. С другой… иногда за нее приходится платить.

Как-то раз в центре города на улице Карла Маркса меня окликнул неизвестный мужчина.

Со словами «Борис Романович, вы так хорошо читаете новости, ведете такие интересные программы!» он бросился ко мне с рукопожатиями. Я, естественно, остановился, поздоровался. И тут он говорит: «Займи пять гривен! На бутылку не хватает!». Не бросать же благодарного зрителя в такой ситуации - помог.

 

 

 

Выпивший симферополец испортил и картинку, и настроение

Максим КОШЕЛЕВ, собственный корреспондент канала «Интер»

Я тогда еще работал собкором «5-го канала». И был у нас долгий телемарафон в прямом эфире. В Симферополе на включении пригласили трех человек - интеллигентных людей. И вот доходит очередь до Крыма. Мы беседуем со студией, периодически слово берут мои гости. Тут боковым зрением замечаю шикарного «персонажа», явно пытающегося прорваться к нам в кадр. Неопределенного возраста человек, бомжеватого вида, с остатками зубов и дичайшим перегаром. Пытается из-за моей спины влезть в кадр и что-то крикнуть в микрофон.

Максим КОШЕЛЕВ
Сначала получалось технично закрывать его спиной. Но уже даже киевские режиссеры заметили, что у нас проблемы. Оператор бросил камеру на штативе и вместе с двумя инженерами ПСТ (передвижной спутниковой телестанции) «загоняют» этого неадеквата, чтобы поймать и выпроводить. Но на симферопольской площади Ленина у дяденьки огромное пространство для маневра. Нам снова дают слово, мы снова вещаем, а человек подбегает и начинает кричать из-за плеча пьяным голосом: «А у меня, может, тоже свое мнение имеется». При том, что он никак не может быть в курсе, о чем программа, мы же в этот момент в эфире, а он не у телевизора. Народ вокруг уже стоит и снимает на телефоны шикарную картину - спутниковая тарелка, прямой эфир и три человека гоняются за одним алкашом. У него уже рукав пиджака порван, он прорывался к микрофону. В конце концов, когда режиссеры, видя наш цирк, вывели нас из эфира, один из моих гостей, профессор Владимир Казарин - вот что значит опыт общения со студентами - поворачивается к этому дядечке и как рявкнет: «Тебя сюда звали? Нет? Ну так и иди отсюда!». На что человек, достававший нас 40 минут, сказал: «Ну так бы сразу и сказали», потом покорно развернулся и спокойно ушел.

Истории собирал Рустам КОРСОВЕЦКИЙ.

Фото предоставлено журналистами