Загрузить еще

Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали "Борисполь" и как дальше дело будет

Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали
Фото: Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали "Борисполь" и как дальше дело будет. Фото: архив КП

Скандал с отказом ирландского лоукост перевозчика приходить в Украину стал безусловно темой недели, как среди экспертов рынка, так и для простых украинцев. Ведь слетать в Европу за 20 евро, как это предлагает Ryanair, можно далеко не каждой авиакомпанией. Поэтому выхода этого лоукостера на украинский рынок ждали многие потенциальные посетители венской оперы и любители выпить чашечку кофе в Братиславе. Тем более, что еще в марте министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал выход этой авиакомпании на украинский рынок, а Ryanair даже устроил распродажу билетов на осень по 20 евро в одну сторону. Однако, на данный момент из-за разногласий с аэропортом Борисполь ирландский лоукост-перевозчик отказался от прихода в Украину.

Что такого хотел "Ryanair" и что не устроило "Борисполь"

С середины марта, когда министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал приход Ryanair в Украину прошло четыре месяца. За это время ирландский лоукостер успел договориться с аэропортом Львова, но так и не нашел согласия с аэропортом Борисполь. Дошло до того, что директор госпредприятия выступил на пресс-конференции и заявил, что Ryanair требует слишком многого.

По словам гендиректора аэропорта "Борисполь" Павла Рябикина, одним из самых спорных моментов при заключении договора с Ryanair является рейс Киев-Лондон. Ирландский авиаперевозчик требует от аэропорта льготный тариф на уровне 7,5 долларов за каждого пассажира. Такой тариф предусмотрен, если компания открывает новый рейс.

При этом по маршруту Киев-Лондон летают уже две авиакомпании. British Airways платит "Борисполю" 26 долларов с пассажира, а МАУ – 16 долларов. Первая авиакомпания летает в аэропорт Хитроу, МАУ – в Гатвик, а Ryanair планирует совершать полеты в Станстед. Ирландская сторона считает это новым направлением и требует скидку. В свою очередь Павел Рябикин говорит, что новыми считаются направления, если между аэропортами уже существующего маршрута и новым пунктом назначения есть как минимум 100 км. В этом случае можно применять льготный тариф. А здесь расстояние больше.

Поэтому в случае предоставления тарифа в 7,5 долларов с пассажира для Ryanair на маршруте Киев-Лондон, точно такой же тариф могу потребовать МАУ и British Airways.

Более того, по словам Рябикина, та же МАУ сможет поменять аэропорты в ряде городов, где их два и более на новый, но расположенный рядом, и после этого потребовать снижения тарифа с 16-18 долларов до 7,5 долларов с пассажира. В качестве примера он привел рейс Киев-Милан.  Сейчас украинский перевозчик летает в аэропорт Мальпенса, но рядом есть еще аэропорт  Бергамо, куда может начать летать МАУ, затребовав льготный тариф. При этом возможностей сменить аэропорт в этом случае есть довольно много. Все эти риски, якобы, могут привести к падению доходов аэропорта "Борисполь" на 2 млрд грн в год.

Еще одним камнем преткновения между "Борисполем" и Ryanair может стать вопрос юрисдикции рассмотрения споров. Перевозчик настаивает на том, что бы в случае судебных разбирательств, их рассматривал Лондонский арбитраж, с применением норм британского права.

Так же Павел Рябикин заявил, что стоимость обслуживания рейсов того или иного направления в "Борисполе" зависит не только от количества пассажиров. Но еще и от тоннажа авиасудна. Если самолет летит полупустым, то в пересчете на одного пассажира приходится больший сбор, чем, если бы судно было полным.

По словам директора "Борисполя", Ryanair настаивает на том, чтобы сбор с одного пассажира не зависел от наполненности самолета. Опять же другие авиаперевозчики могут оспорить такую дискриминацию в суде или Антимонопольном комитете.

Кроме того, якобы Ryanair потребовал для себя и других привилегий – от бесплатной авианавигации и рекламы до выделения места под собственный отель и службу такси.

После этой пресс-конференции на сайте Ryanair пропала возможность бронировать билеты на рейсы из Украины. А через несколько часов стало известно, что Ryanair пока отказывается от выхода на украинский рынок, обвинив в срыве переговоров аэропорт "Борисполь" и его гендиректора Павла Рябикина, которые встали на защиту интересов МАУ. Вместе с отменой киевских рейсов, компания объявила и об отказе от полетов во Львов.

Торги с продолжением

Эксперты отрасли и экономисты не удивлены позицией RyanAir. Эта компания очень часто оказывает давление на чиновников и руководство аэропортов для того, чтобы получить чуть ли не бесплатное обслуживание. Ведь для того, чтобы продавать билеты по 20 евро и получать от этого прибыль, нужно на чем-то зарабатывать. Поэтому не исключено, что такое громкое заявление со стороны ирландской компании – это способ надавить на руководство Борисполя.

- То, что назвали ультиматумом от Ryanair, на самом деле, является обычной переговорной позицией одной из сторон, -  пояснил КП в Укриане транспортный эксперт Александр Кава. - В свою очередь, руководство "Борисполя" придает ей эмоциональную окраску и выставляет, как ультиматум. Условия работы той или иной компании в каждом аэропорту мира обычно являются коммерческой тайной и не разглашаются. Если две стороны заинтересованы в сотрудничестве, то они демонстрируют желание договориться. В данной ситуации мы видим, что аэропорт "Борисполь" демонстрирует желание как бы найти аргументы и отказаться от контракта с Ryanair. Директор аэропорта говорил о возможных потерях от заключения договора с ирландским авиаперевозчиком, но почему-то он не сказал о тех недополученных доходах, которые аэропорт теряет из-за сотрудничества с МАУ. Ведь только эта компания получает скидки в "Борисполе", под нее руководство аэропорта высказывает готовность тратить деньги государственного предприятия на расширение терминала и достройку перрона. Руководство государственного аэропорта должно отстаивать национальные интересы, а не коммерческие выгоды одного авиаперевозчика, как это происходит сейчас.

Директора Борисполя Павла Рябикина обвинили в провале переговоров и профильный министр Владимир Омелян. Он пообещал инициировать его увольнение, хотя именно министерство транспорта и назначило его на этот пост 1 марта 2017 года, когда фактически с Ryanair уже обо всем договорились.

Эксперты говорят, что такая ситуация говорит лишь о том, что на приходе Ryanair в Украину чиновники хотели сделать собственный пиар.

- Ryanair - очень опытный игрок на этом рынке, который выжимает из аэропортов всё возможное, давая тем большой пассажиропоток, - поясняет экономист Андрей Блинов. - Дело Ryan - очень публичное, на нем пытались сделать себе имя еврооптимисты, министр Владимир Омелян, гендиректор Борисполя Рябикин, гендиректоры других аэропортов. В итоге на этом ирландцы и попытались сыграть. Тариф может быть гибким, но зависеть от объемов: чем больше экономия на масштабе - тем ниже тариф. Если окажется верной информация о миллиардных убытках, то смысла принимать такое предложение нет. Но и обвинять, как это делает министр, во всех провалах одного лишь Рябикина тоже не стоит. Господинуну Омеляну следует напомнить, кто же назначил Павла Рябикина на эту должность.

Как видите, ситуация с приходом Ryanair в Украину пока что зашла в тупик. Однако, мы не исключаем, что через некоторое время кто-то из политиков триумфально вернет этот лоукост-перевозчик на украинский рынок, заработав себе на этом дополнительные дивиденды.

Есть вопрос

Почему не отдать Ryanair Гостомель?

Руководство Борсиполя, в свою очередь, предложило выделить под Ryanair какой-нибудь небольшой аэродром. Например, Гостомель под Киевом. Но эксперты критикуют такое предложение.

- Тезисы о том, что лоукост-перевозчики летают только в небольшие аэропорты давно уже не является аксиомой, - поясняет Александр Кава. - RyanAir летает в Лондон в аэропорт Гатвик, куда совершают рейсы и другие крупные классические авиакомпании. В Варшаве в центральный аэропорт им. Фредерика Шопена, кроме ирландского лоукоста, летает еще и WizzAir. Такая же ситуация и во многих других европейских городах. Поэтому предложения вывести RyanAir в какой-то отдельный аэропорт не выдерживает критики. У нас не такой большой рынок, чтобы разбрасываться такими авиакомпаниями. От Павла Рябикина звучала идея отдать RyanAir аэродром в Гостомеле. Но это не аэропорт, а испытательный аэродром корпорации "Антонов".

По его словам, там нет пассажирского терминала и всей необходимой инфраструктуры для обслуживания пассажирских рейсов. Для ее создания нужно минимум два года и 15-20 млн долларов инвестиций. Поэтому нет экономического интереса создавать там что-то новое, если тот же "Борисполь" не полностью загружен.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей Рыбалка. 

Сергей РЫБАЛКА, глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности: 

- Тревожно, что "приход" или "неприход" одной конкретной авиакомпании, равно как и конкретного магазина мебели или отдельной иностранной торговой марки недорогой одежды, воспринимается обществом как признак инвестиционной привлекательности страны. Это в корне неправильно. Мы должны создавать условия, при которых инвесторы в Украине будут строить новые заводы, производить готовую продукцию, а не просто импортировать ее из-за границы. Для этого нужно реформировать суды, упрощать землеотвод, создавать стимулы для конечного производства. Очень важно прекратить произвол силовиков, занимающихся поборами с бизнеса.

Если же речь идет о каких-то эксклюзивных условиях для кого-либо на основании тайных протоколов – это неприемлемо. С другой стороны – недопустимо, если иностранные компании не идут в Украину из-за коррупции. Конкуренция должна быть справедливой и понятной для всех. Украинское правительство должно в первую очередь отстаивать интересы граждан, и мы все выиграем, если украинские предприятия будут конкурентоспособными на мировом рынке, выдерживая честную конкуренцию внутри Украины.