Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Купола Александро-Невского собора в Симферополе покроют 3,5 килограммами чистого золота

Купола Александро-Невского собора в Симферополе покроют 3,5 килограммами чистого золота
Фото: Александро-Невский собор в Симферополе. Фото автора.

Задумывались ли вы, как специалистам, чье ремесло на Руси появилось более тысячи лет назад, удается заставить маковки церквей и соборов сиять золотом? Как позолотчики, имея на вооружении только кисти и собственное чутье, работают с точностью хирурга, балансируя на строительных лесах на высоте десятого этажа? Во что эти люди верят и кому передают свои знания?

Маковку накрыли 900 м2 пленки

За высоким деревянным забором на перекрестке улиц Розы Люксембург и Жуковского кипят строительные работы. Пустили меня туда только с благословения Митрополита Симферопольского и Крымского Владыки Лазаря.

- Для полного комплекта придется тебе и технику безопасности освоить - надевай строительную каску! - встречает меня на входе директор предприятия "Реставрация произведений искусства Крыма" Николай Месков. - Сейчас поднимемся на 35-метровую высоту к тепляку, который мы построили вокруг самого большого из шести куполов! Он нужен, чтобы защитить маковку во время работ от влаги, прямых солнечных лучей и ветра. Тепляк почти герметичен. Карабкаться к нему придется по строительным лесам, трапам и лестницам, так что держись крепче.

Подъем занял около 10 минут. Как по этой "полосе препятствий" ежедневно "скачут" пожилые мастера-позолотчики, я до сих пор удивляюсь.

- Подготовительные работы мы начали 18 мая, - переводя дух, объясняет историю строительства тепляка Николай Евгеньевич. - Его соорудили на металлических лесах, которые опоясывают купол. Сюда пришлось поднять порядка 12 кубов леса. Деревянный каркас покрыли 900 квадратными метрами полиэтиленовой пленки.

Пробираемся в пленочную надстройку через узкий люк. Здесь температура поднимается до + 55 градусов. Шести рабочим, которые трудятся внутри, приходится терпеть жару и обливаться потом. Спасаются лишь тем, что выпивают за смену по канистре воды и обтираются мокрой тряпкой.

- Работаем с 8 утра до 4 часов дня, на обед времени нет, ведь для этого необходимо спуститься на землю, а это довольно сложно, - говорит мастер-позолотчик Виктор Месков. - Со мной трудится жена Богдана и дочь Елена - передаем мастерство потомкам. Находиться здесь вредно для здоровья - воздух пропитан токсичными испарениями от лаков, клеев и красок. По правилам в тепляке необходимо носить респиратор.

Книжечка стоимостью в 1350 гривен

Устают позолотчики не только из-за жары. В старости большинство специалистов страдает близорукостью.

- Золото нам поставляет харьковский завод "Рубин", - говорит мастер. - На предприятии обыкновенные слитки прокатывают между двумя вальцами, чтобы получилась фольга толщиной в 10 микрон - это тоньше человеческого волоса. На этот купол площадью порядка 270 квадратных метров мы потратим 560 специальных книжек, в которые прошита между страниц обычной бумаги драгоценная и хрупкая золотая фольга. В каждой такой книжке 2,4 грамма драгоценного метала. В одной золотой книжечке 60 страниц и стоит она 1350 гривен.

Примечательно, что на первый взгляд книжка очень похожа на абонентскую, по которой каждый из нас платит за газ или электричество. Но если присмотреться, на ней можно увидеть серийный номер, штамп, вес, фамилию упаковщика и дату производства. Книги хранятся в запечатанных коробках по 10 штук, которые запирают в сейфе.

- Выдают их под роспись в начале каждого рабочего дня, - говорят мастера. Когда в книжке заканчивается сусальное золото, ее сдают обратно.

Драгоценную фольгу "слизало" градом

Мастера говорят, что деньги на позолоту из личных сбережений выделил покойный председатель Совета Министров АРК Василий Джарты.

- Судя по всему, он чувствовал, что скоро уйдет из жизни, и хотел, чтобы люди добром поминали его имя, - поясняют рабочие. - Всего на позолоту шести куполов уйдет 3,5 килограмма золота 995-й пробы. Чем чище металл, тем меньше вероятность, что фольга под действием дождя и солнца начнет слезать.

Позолотить все маковки собора должны к концу следующего года. А вот центральную маковку покроют драгоценным металлом уже к концу октября.

- Для начала мы очищаем медный купол от окислов при помощи раствора ортофосфорной кислоты и наждачки, - объясняют мастера. - После чего два раза укладываем слой свинцового сурика - на высыхание каждого слоя нужно от 18 до 24 часов. Следом укладывается грунтовка и шпатлевка. После чего наносится специальная грунтовка, разведенная на свинцовом гледе, который имеет желтый цвет.

Последний штрих в окончании подготовительных работ - нанесение слоя специального лака. Именно этот момент я и застал. Вся бригада методично прокрашивала им каждую вмятину на куполе.

- К слову, щербатым он стал около трех месяцев назад, когда на Симферополь обрушился небывалый град, - вспоминают рабочие. - Для нас это было ЧП! Льдом помяло шарообразное основание креста - так называемую вершину "пешки". К тому моменту его успели позолотить, и во многих местах градины "слизали" драгоценную фольгу. Покрытие пришлось реставрировать.

Клей везут из Подмосковья

По окончании подготовительных работ поверхность грубого медного купола становится глянцевой и похожей по цвету на пчелиный мед - вот только пахнет отвратительно. Тогда мастера снаряжаются специальными инструментами и начинают медленно укладывать на купол сусальное золото.

- Фольгу необходимо клеить внахлест, ширина которого отмеряется с ювелирной точностью - не более 2 миллиметров, - говорит Николай Месков. - Если расстояние будет больше, получится перерасход материала. Поэтому у всех позолотчиков рука твердая, как у хирургов.

Клеят золото на специальный лак - мордан. Это вещество изготавливается только на заводе в Сергиевом Посаде (Подмосковье).

- Брать фольгу из книжки можно исключительно при помощи специальных вееров, которые делаются из шерсти беличьего или барсучьего хвоста, - поясняет Николай Евгеньевич. - Эти инструменты бывают разного размера.

После того как фольга "схватится" ее разглаживают ваткой - она должна быть изготовлена из 100% хлопка. Когда лак высыхает, то полимеризуется. После этого по позолоченному куполу можно даже ходить в шерстяных носках.

- За квадратный дециметр позолоченного купола мастеру платят 12 гривен, - говорит Николай Евгеньевич. - Цена складывается из двух видов работы: подготовительная стоит 7 гривен, а сама позолота 5 гривен. Выходит, что за квадратный метр мастер получает 1200 гривен. Такую площадь он покрывает за 3-4 дня.

До 40% желтого металла идет в отход

От высоты и резкого запаха химикатов кружится голова, изнурительная жара тоже дает о себе знать. Мы с Николаем Евгеньевичем спускаемся вниз. Специалист поясняет, что золотят купола не просто для красоты, а чтобы защитить их от действия окружающей среды.

- Золото не реагирует с химическими элементами, - говорит начальник. - Поэтому, прежде чем фольгу необходимо будет реставрировать, пройдет не менее четверти века.

По словам специалистов, работать на куполе куда легче, чем покрывать драгоценной фольгой скульптуры и маскороны.

- Бывают случаи, когда приходится золотить очень мелкие углубления в фигурах - глаза ангела, к примеру, - говорит профессионал. - В этом случае в лак мордан добавляют для пластичности немного меда. Из-за сложной формы фигур мастеру постоянно приходится разрезать фольгу на мелкие кусочки. При такой работе порядка 40% золота идет в отходы.

Справка "КП"

Мордан - лак, сделанный из натуральной льняной олифы. Производят его в специальных автоклавах, где олифа выпаривается, затем в лак добавляют катапин - средство, которое убивает все микроорганизмы.

Конкретно

Высшая точка большого купола расположена на высоте 35 метров.

Высшая точка купола колокольни - 42 метра.

Общая площадь всех шести куполов - 640 квадратных метров.

А как раньше?

История позолоты трагична. Раньше купола золотили через огонь. Медные листы выкраивали по размеру купола. Золото растворяли в ртути и получали ртутную амальгаму. Ею натирали листы, под которыми потом разводили огонь. Ртуть улетучивалась - золото прочно припаивалось к меди. По окончании строительства купола мастер умирал, а его именем называли колокольню собора.

Кстати

Один грамм золота раскатывают на 3 квадратных метра фольги.

 
 
 
 
 
 
 
 
Фото автора.