Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Нина Петрова: «Ленин меня осиротил и за это кормил всю жизнь»

Нина Петрова: «Ленин меня осиротил и за это кормил всю жизнь»

Его бюст был в каждой школе и детском саду

 В 1930 году, во время «раскулачивания», главу зажиточной уральской семьи, отца Нины Петровой, расстреляли, старшего брата сослали, а остальные подверглись репрессиям. Но, пережив все лишения, девушка выстояла и приняла ситуацию такой, какая она есть, понимая, что не в силах ничего изменить.

 - Мама всю свою юность прожила в страхе, потому что семье пришлось бежать. Но, несмотря на то что она никогда не была ни членом Компартии, ни комсомолкой, ей часто заказывали образы вождя революции, который - так получается «кормил» семью. Ведь тогда Ленин был основным направлением в государственных заказах, - пояснила Анна.

 Металлические и бронзовые бюсты и портреты Ильича находились в каждом городе, на каждой главной площади, в каждой школе и детском саду, в каждом учреждении, будь то театр или музей. По этому поводу Нина Петрова грустно шутила: «Ленин меня осиротил и за это кормил всю жизнь».

 Ильич встречает гостей с усталостью и грустью

 Когда Нина Петровна получила заказ на исполнение монумента Ленина на привокзальной площади Симферополя, она предложила эскиз памятника, где вождь изображен как человек, отдыхающий на скамье, со взглядом, устремленным вдаль и одновременно в себя. Она говорила так: «В Крым в основном приезжают отдохнуть и поправить здоровье, вот и Владимир Ильич - отдыхает, не призывает на баррикады и не указывает всем, куда маршировать». Ее памятник не стал истуканом, каких много было в те времена на всей территории Советского Союза, а воплотил образ человека, которому свойственна усталость и грусть. Ильич был исполнен из бетона в соавторстве со скульптором Владимиром Васильевичем Петренко, так как в то время Нина Петровна была беременна своей второй дочкой Анечкой и ей требовалась помощь. Тем более мастерские авторов были рядом, они много лет трудились по соседству и имели схожую скульптурную манеру создания работ.

 Двойник отдыхает в гурзуфском санатории

 - В то время я еще не родилась, поэтому очень мало знаю о создании привокзального памятника, - с улыбкой говорит Анна.

 При работе над памятником сначала создавалась глиняная, а затем гипсовая модели.  Глиняную разбили, а гипсовая модель привокзального Ленина одно время стояла во дворе возле скульптурной мастерской Нины Петровны.

 - Вся округа мальчишек, моих ровесников, помнят того Ильича, потому что излазили тогда его вдоль и поперек. На вокзале ведь это не могли себе позволить, - рассказывает дочь скульптора. - Похожий Ильич сидит на скамеечке в гурзуфском санатории. Но, честно говоря, я не знаю, кто его автор. Хоть мама и выполняла для этого санатория какие-то заказы, я не берусь говорить, что это ее работа.

 Вождя хоронили в Симферополе?

 Анне сложно сказать, сколько всего Нина Петровна создала памятников Ленину. Она никогда их не подсчитывала. Говорит только, что в маминой мастерской видела огромное число Ильичей разных размеров. Большинство гипсовых моделей не сохранилось из-за недолговечности материала, и в родительском доме осталось всего несколько Ильичей.

 - Была такая интересная история, - вспоминает оживленно Анна, - мама хоронила Ильичей. Ее очень смущал тот факт, что Ленин лежит в Мавзолее в Москве, мол, не по-христиански это. В то время у Нины Петровны была очень крохотная мастерская в подвале Дома художника на улице Беспалова, где хранились бетонные памятники. Так вот, она закапывала Ильичей прямо перед окнами мастерской в палисаднике, среди фруктовых деревьев. Вырывала могилки, ставила на них небольшие крестики и садила цветочки. Это у нее был такой ритуал.

 Я, спустя много лет, стала приводить в порядок подвальное помещение. Решили выровнять палисадник, который находился на небольшом склоне. Когда пригнали туда бульдозер и принялись за работу - из земли полезли Ильичи. Это было и страшно, и смешно. Их помыли, покрасили серой краской и поставили вдоль забора сушиться. Так они там простояли буквально неделю, а потом стали по одному исчезать. Я так думаю, их прибрали к рукам неокомсомольские или неопионерские организации.

 Справка «КП»

 Нина Петровна Петрова родилась в 1926 году в селе Рождественском Челябинской области. Окончила Ворошиловоградское (сейчас Луганское) художественное училище, Киевский государственный художественный институт (1956 г.). В Крым была направлена в 1956 году, где впоследствии работала в отделении Союза художников (членом стала в 60-м) и Художественном комбинате, позднее Художественном фонде, на протяжении всей жизни.

 Кроме памятника Ленину на привокзальной площади в Симферополе (1961 г.), она создала бюст Сергеева-Ценского в Музее-усадьбе писателя в Алуште, бюст Чехова в Доме-музее писателя в Ялте, бюсты Корнилова, Толстого, Нахимова на здании Панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855гг» в Севастополе. Так же ей принадлежат стела командарму Дыбенко в Симферополе, статуи «Механизатор» в Керчи и «Вечная слава героям» - в Херсонской области.

 Ушла из жизни Нина Петровна в 1995 году.

 Анна Петрова - художник-монументалист. С 2000 года работает реставратором Симферопольского художественного музея.