Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Кризис повысит качество образования

Кризис повысит качество образования
Фото: Владимир Каврайский отвечал на вопросы читателей «КП» полтора часа.

В подготовке кадров – перекос.

- Здравствуйте, это Алена Буковская, город Керчь. Я мама семиклассника. Я все больше убеждаюсь, да и не я одна, что образование, полученное детьми в советское время, гораздо выше качеством, чем теперешнее. И вот почему. Вот во втором классе ребенок учил и английский язык и русский. Они  по русскому еще не прошли понятия «глагол», а по английскому уже проходят времена глаголов! Я считаю, это просто бред. В седьмом классе - история средних веков плюс история Украины одновременно. По истории средних веков у меня сохранился учебник за 1982 год - там о Франции шесть параграфов, а в новом учебнике - один параграф, у нас один урок истории в неделю. В классе у всех проблемы с глазами и со спиной. При таком питании, при такой экологии - такие нагрузки! Портфели по 7 кг… Куда же еще два года добавили? 12-летнего образования я вовсе понять не могу.

- Ваш вопрос действительно характеризует положение дел в системе образования. Начиная с введения реформы школьники, в том числе и нынешние семиклассники, перешли на новое содержание. А ведь еще и украинский язык есть. Фактически ребенок со второго класса начинает изучать три языка, а в некоторых школах - еще и крымскотатарский язык. Это действительно большая нагрузка. И это тревожит нас не меньше.  Зачастую вся реформа системы образования сводится к изменениям структуры - переход на 12-летний срок обучения, введение 12-балльной шкалы оценивания. А одна из целей реформы - разгрузка школьников! А пока учебные программы нуждаются в совершенствовании, в учебные планы введены новые предметы.

Есть много вопросов и к объему и содержанию учебников, хотя все они проходят конкурсный отбор и только потом допускаются в качестве рекомендованных для обучения учащихся. Иногда учитель остается один на один с этими проблемами, т. к. методическое сопровождение преподавания предметов оставляет желать лучшего.

Сейчас это и есть основная задача органов управления образованием, методических служб всех уровней, администраций школ, которые, изучив состояние преподавания того или иного предмета, могут подготовить рекомендации в помощь учителю либо обоснованные предложения о внесении изменений в учебные программы, учебники.

Такие методические рекомендации учителя должны получать и в ходе курсовой подготовки, а администрации школ - о том, как не допускать перегрузок учащихся с учетом того, что есть и нормативы объема домашних заданий для всех классов.

Что касается истории - должен  использоваться так называемый принцип концентричности в обучении. То есть, изучая историю древнего мира, параллельно дети проходят тот же временной период истории Украины.

При переходе на 12-летний срок обучения  должны пройти достаточно большие изменения с учетом того, что школьники к моменту поступления в старшую школу будут иметь достаточный возраст. И предполагалось при объявлении реформы, что они будут более социально зрелыми. Старшая школа (10-12 классы) рассматривается только как профильная школа, и 7-е классы обязательно  в нее попадут. И к этому моменту все школьники должны уже определиться с профилем, в соответствии со своими склонностями, способностями, желанием, а не в приказном порядке. Серьезно нужно укрепить учебно-материальную базу кабинетов, определиться с педкадрами.

 

- Владимир Юрьевич, пойдет ли теперь народ в ПТУЗ?

- В нашей державе огромный перекос в подготовке кадров - квалифицированных рабочих и специалистов. Существует определенное их соотношение для того, чтобы та или иная система функционировала. А пока наши ПТУЗ ежегодно выпускают более 7 тысяч квалифицированных рабочих с разрядом не ниже третьего. А вузы выпускают более 12 тысяч бакалавров, специалистов, магистров. Вот и все. Поэтому и экономический кризис, и введение ВНО - не помешают функционированию самых надежных вузов, а не ВУЗов в сараях, гаражах и так далее. Существовавшая в свое время облегченная процедура их создания может быть сравнима с выскочившим джинном из бутылки и наделала немало бед, в т. ч. качество высшего образования снизилось, открылись вузы с заниженым уровнем приема. Они притянули на себя поток людей, которые не могли поступить в более серьезные учебные заведения, а могли бы стать квалифицированными рабочими, младшими специалистами. Возник дисбаланс. Сейчас проводятся серьезные проверки, вузы лишают лицензий, закрывают, а их студенты становятся заложниками ситуации. Ранее вузов было более 140, сейчас в автономии их 93.

 

- А если вуз лишен лицензии и прекратил деятельность, что будет с дипломами, которые уже выданы студентам?

- Они не аннулируются. Ведь если вуз только сейчас прекратил деятельность, мы не можем сказать, что теперь все дипломы, выданные им за те годы, когда он работал без нарушений, недействительны. Хотя был один прецедент: - в Симферополе был такой вуз - Таврический институт предпринимательства и права. Вот у них только две специальности были аккредитованы. И диплом они выдавали собственного образца. Вот эти документы - недействительные. Кстати, это был один из первых частных вузов в Крыму, в начале той вакханалии, которая творилась позже.

 

- «Прямая линия «Комсомолки»? Это Ольга Владимировна, Симферополь. У меня вот какой вопрос. Все мы понимаем, что профессия учителя уже давно перестала быть престижной и в школу попадают люди случайные, нередко - неудачники. Согласитесь, получив педобразование, мизерный процент выпускников идет работать в школу. И пообщавшись с учителем, иной раз искренне сожалеешь, что твой ребенок попал в такие руки. Как вообще осуществляется подбор кадров в школы?

- Подбором педкадров занимается руководитель учебного заведения, то есть директор, заведующий детским дошкольным учебным заведением, затем - кадровая служба соответствующего отдела образования. Система такая: ежегодно подается заявка на молодых специалистов. Наше министерство  заключает договоры на подготовку педагогических кадров с различными педагогическими вузами, таких договоров более десяти. Для выпускников, проживающих в селах, каждый договор - пятисторонний, который подписывает сам абитуриент, а впоследствии - студент, ректор вуза, отдел образования, который гарантирует трудоустройство, и, в конечном итоге, Министерство образования. Сейчас условия поступления в вузы изменились, но такие направления мы будем продолжать выдавать. И они будут играть роль: в случае если абитуриенты набрали одинаковое количество баллов, то они воспользуются таким преимуществом.

А в части престижа - уже 2 года Верховная Рада Автономной Республики Крым вручает по 25 премий учителям в размере 10 тысяч гривен каждая, учреждены такие премии разных размеров практически во всех городах и районах.

 

Второе высшее - только за деньги

- Добрый день, это Татьяна, Симферополь. Скажите, пожалуйста, как получить второе высшее образование, если мне уже за тридцать? Идти со школьниками на ВНО?

- Тут все зависит от того, связано ли второе высшее с той профессией, которую вы уже получили. Вы должны участвовать в ВНО, проходить тестирование и поступать на общих основаниях в вуз с учетом того, что второе - платное. А вот в случае, если второе образование связано с уже имеющейся профессией, вы могли бы поступить не на первый курс, а на второй, третий. Там другой порядок поступления в вуз - без тестирования.

 

- Это Эльмира из Алушты, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть ли смысл учиться «на 12»? Дает ли льготы золотая медаль?

- Не нужно «на 12», достаточно и всех «десяток», это высокий уровень, а для серебряной медали - 2 оценок не ниже 8 баллов. Медали есть, они вручаются, но в Положении о медалях они определены как моральное поощрение. В условиях приема каждого вуза могут быть определены льготы для медалистов. Но зачисление в этом случае будет осуществляться при условиях набора равного количества баллов - тогда преимущество будет отдано медалисту. Ежегодно в Автономной Республике Крым бывает в пределах 1100-1200 медалистов при более чем 20 тысячах выпускников 11 классов.

 

Поступить можно сразу во второй класс

- «Прямая линия»? Вас беспокоит Екатерина из Красноперекопска. Мой братишка учится в школе. Его уроки труда нас просто разоряют. Каждый урок просят принести то ножницы по металлу, то лист жести, то фанеру, и так далее до бесконечности. Неужели в школах материальная база вовсе отсутствует?!

- Теоретически школа должна обеспечивать ученика всеми материалами для проведения уроков труда. Но, учитывая, что такой возможности у учебных заведений нет, они обращаются к родителям, чтобы девочки приносили на уроки труда кусочки ткани, мальчики - те же обрезки жести или фанеры. Раньше, когда существовали колхозы, совхозы, фабрики, заводы, специальные магазины, где продавались отходы стройматериалов, у учителя труда не было проблем с обеспечением уроков. А сейчас учителю негде эти материалы взять, а финансирование на приобретение деловых материалов фактически отсутствует.

 

- Я Светлана Коломиец, живу в Симферополе. Я слышала, что детей берут в школу исключительно с 6 лет. Мы первого ребенка в 6 отдали в школу, нам велели его никак не готовить, «чтобы не сделать только хуже». В итоге сын учился плохо, все давалось ему с трудом. У нас подрастает второй сын, и мы в раздумьях: ему уже 5 лет, он хорошо считает, знает все буквы. Можем ли мы пройти какие-то тесты и поступить сразу во второй класс, но в семь лет?

- В соответствии с законодательством дети поступают в школу «как правило, с 6 лет». Обычно поступление в школу в 7 лет происходит из-за недостаточной педагогической или физиологической готовности ребенка. Если вы считаете, что уровень подготовки достаточно высок, в школе будет создана комиссия с участием психолога и опытных учителей начальных классов, которые внесут соответствующие рекомендации директору школы о возможности его зачисления сразу во второй класс. Такие исключительные случаи были. Это очень индивидуально, и здесь нужно очень взвешенное решение всех: родителей, медицинских работников и школьных педагогов.