Подготовила Алла ДРУЖИНОВИЧ (27 апреля 2007)

В игрушки играем, способности развиваем

Как выбрать развивающие игрушки для малышей

 

Модная тенденция последних лет - покупать детям так называемые "развивающие" игрушки, которые обещают сделать из вашего чада настоящего вундеркинда. Однако специалисты призывают не доверяться одним лишь рекламным слоганам и, прежде чем покупать развивающие игрушки, разобраться, что это такое.

О том, как правильно подбирать игрушки, "Комсомолке" рассказала психолог Центра осознанного родительства "Крошкиножки" Наталья Ткаченко

Почему игрушка не нравится

Вы купили ребенку дорогую фирменную развивающую игрушку, а он с ней не играет. Причин может быть две: непопадание в возраст или несоответствие задачам развития.

То есть, проще говоря, важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту и развитию ребенка, а также его интересам.

Например, двухлетнему ребенку нравится яркий конструктор, но составлять части ему еще очень трудно. А к тому времени, когда необходимые навыки будут приобретены, игрушка перестанет быть интересной.

Не торопитесь со сложностями

Если забрать у малыша куклы и машинки и окружить его сложными играми, призванными обучать чтению и счету, он не станет мгновенно вундеркиндом. Не зубрежка делает великих людей, и сложные игры не разовьют волшебным образом разум. Гораздо важнее, чем в три года выучить алфавит, научиться творить и находить нестандартные решения. Внутренний мир малыша развивается в процессе его контактов с внешним миром, вещами, явлениями, людьми, отношениями. В зависимости от того, что будет окружать ребенка, разовьется его вкус, интересы, возможности. Из опыта общения с миром ребенок вынесет больше, чем из самых прекрасных упражнений. Добровольные приоритеты и предпочтения, впечатления -- ценнейший багаж, и ребенок сам захочет систематизировать его, применять, подключая творческое воображение и интуицию.

Не обязательно, чтобы игрушки были дорогие и сложные, главное, чтобы они радовали и давали разнообразные впечатления.

Развивающий эффект

Главное в игрушке - ее способность подтолкнуть малыша к свободной и самостоятельной деятельности. Развивающий эффект не в модности методик и дороговизне, а в характере игры с ней. Главное, чтобы игрушка не навязывала некий шаблон действий, узкие рамки директив. Предметы, предполагающие узкостереотипные действия, могут стать материалом для тренировок, но не для игры. И если в раннем возрасте это полезно, то позже препятствует развитию. Всякая игра, которая идет по определенному шаблону, мешает развитию мышления.

Обучающие материалы, карточки и игрушки не обучат ребенка сами - тут потребуется ваше участие, объяснения и помощь. И не оставляйте их ребенку, когда не играете с ним. Пусть занятия будут игрой-ритуалом, желательно с поощрением за правильные ответы и интересные решения.

Для каждого возраста существует деятельность, в процессе которой происходит развитие личности. Для маленького ребёнка это игра. В ней вырабатывается основа успешного обучения - самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планировать и быть последовательным в действиях.

Ребенок создает мир

Новый этап развития малыша - приобретение способности создавать условное, "невзаправдашнее" пространство.

Например, малыш воображает себя водителем трамвая, устроив на диване кабину из подушек. Это уже игра. Ребенок ощущает себя водителем, действует, как водитель, и обижается, если его не понимают. Игра пока совсем простая, но представьте себе, с какими переменами во внутреннем мире ребенка это связано! Развивается фантазия, абстрактное мышление, активизируется мыслительная деятельность - внимание, восприятие, концентрация, выделение общих и существенных признаков, способность к обобщению.

"Правильные" развивающие игрушки

Итак, важно запомнить, что ребенку надо обеспечить различные впечатления и ситуации, в которых потребуются его реакции, решения, фантазия. Не набор шаблонных действий, а способность искать и находить нестандартный ход позволят ребенку с легкостью учиться в школе, улучшат его способность общаться с людьми.

Песок, вода, камни, различные материалы, из которых можно строить, мастерить, игрушки, которые прививают вкус и радуют глаз полезнее компьютерных игр.

Не обязательно покупать многие игрушки, которые провоцируют малышей на творчество, можно легко изготовить их самим.

Кстати

Игрушки, тормозящие развитие

Электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности. Нажал на кнопочку - получил результат. Но для развития логического мышления малыш должен иметь возможность прослеживать закономерности сам.

Редакция благодарит Центр осознанного родительства "Крошкиножки" за помощь в подготовке материала.

 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Светская хроника и ТВ

Спорт