Анна ПУПЧЕНКО, Денис СИМОНЕНКО (23 марта 2007)
Крымские астрономы опередили американцев?

После 2030 года космический мусор заполонит околоземное пространство

Подобные объекты нигде не числятся

Что произошло с разгонными блоками, которые должны были вывести на околоземные орбиты российские спутники, неизвестно, но оба ракетоносителя дали осечку. Космический аппарат «Купон-1» запустили 12 ноября 1997 года в интересах Центрального банка Российской Федерации. Спутник отказал сразу после вывода на орбиту. Второй – аппарат «Арабсат-1», ракета с которым стартовала с Байконура 28 февраля 2006 года, даже не вышел на расчетную орбиту. Через какое-то время оба ракетных блока разрушились – то ли от столкновения с другим космическим мусором, то ли в результате взрыва. На днях сотрудники Крымской астрофизической обсерватории, расположенной в поселке Научный Бахчисарайского района, обнаружили эти блоки. Точнее, 17 их осколков.

– На сегодняшний день в космосе парят миллионы объектов, которые можно отнести к космическому мусору, - рассказал корреспонденту «КП» старший научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Василий Румянцев. – Специалисты всего мира их отслеживают и заносят в общедоступные каталоги. Многие наблюдатели космического мусора используют каталог американской системы контроля NARAD. Но ни в нем, ни в других общедоступных списках этих объектов нет. Конечно, системы контроля космического пространства США могут и не публиковать свои наблюдения, а держать данные для служебного пользования. Так что мы  первые зарегистрировали подобные объекты, которые нигде не фигурируют!

Мы вычисляем даже спутники-шпионы

По международным правилам все запускаемые спутники необходимо регистрировать. Разумеется, по негласному правилу сюда относятся лишь спутники, функционирующие в мирных целях. Что касается военных разведывательных аппаратов, то, разумеется, не о всех будут докладывать. Однако при нынешней космической технологии и их можно найти.

– Даже если космический аппарат официально не зарегистрирован, мы все равно можем его идентифицировать и узнать, откуда он был запущен, - говорит Василий Румянцев. – Но наша обсерватория в основном занимается наблюдением за космическим мусором. Организаций, которые регулярно его отслеживают, в мире всего несколько.

К космическому мусору ученые относят все рукотворные космические объекты, которые не управляются с земли: третьи ступени ракет, спутники, отработавшие свой ресурс, различные предметы, которые сопровождают запуск (крышки от телескопов, двигательные отсеки, которые отстреливаются), а также части спутников, которые разрушились в результате аварий или после столкновения с другими объектами. По прогнозу ученых после 2030 года рост космического мусора будет лавинообразно увеличиваться. И если с этим ничего не делать, спутники начнут бесконечно сталкиваться и разрушаться, и в их запуске не будет никакого смысла.

Есть вопрос!

Когда наступит Армагеддон?

– По данным международного планетного центра, который находится в Цинциннати (США), есть несколько астероидов, которые в ближайшие десятилетия будут очень тесно сближаться с Землей, - рассказал «КП» старший научный сотрудник Крымской астрофизической лаборатории Василий Румянцев. – Тесное сближение – это менее 10 миллионов километров. Для сравнения, расстояние до Луны – 400 тысяч километров. Но даже на таком большом расстоянии наша планета своим гравитационным полем способна оказывать влияние на космические объекты. В результате этого траектория движения космических тел может измениться. Угрозу для цивилизации может представлять крупный астероид диаметром около километра, если он столкнется с Землей. Но таких прогнозов пока нет, поэтому бить тревогу рано.

Политика

В МИД России назвали ситуацию между США и КНДР  сценарием Апокалипсиса
В МИД России назвали ситуацию между США и КНДР "сценарием Апокалипсиса" 54

Захарова подчеркнули риторику именно Вашингтона, а не Пхеньяна, который угрожал "стереть США с лица земли".

На киностудии Довженко заявили, что их не собираются приватизировать
На киностудии Довженко заявили, что их не собираются приватизировать 9

Однако, в правительстве считают, что при определенных изменениях в законодательстве это станет возможным.

Саакашвили назвал дату возвращения в Украину
Саакашвили назвал дату возвращения в Украину [видео] 281 1

Ждать Михо осталось недолго.

Происшествия

Турчинов - директору  Южмаша :  Пользоваться надо спецлинией связи
Турчинов - директору "Южмаша": "Пользоваться надо спецлинией связи" 301

Секретарь СНБО заявил, что пранкеры не имеют доступа к правительственной телефонной линии и посоветовал пользоваться ею всем высокопоставленным чиновникам.

В 15 областях Украины прошли обыски на ликеро-водочных заводах
В 15 областях Украины прошли обыски на ликеро-водочных заводах [фото] 181

В мероприятиях принимают участие более 300 человек.

В Тихом океане разбился военный вертолет США
В Тихом океане разбился военный вертолет США 117 1

На борту находились пять человек.

Экономика

Акциз по осени считают: на сколько подорожают вредные привычки
Акциз по осени считают: на сколько подорожают вредные привычки 768 3

В Раду поступило несколько законопроектов о повышении налогов на алкоголь и введении акцизов на энергетические напитки.

Это было не заявление, а ответ на вопрос ведущего : в Минсоц прокомментировали слова Ревы о прожорливости украинцев
"Это было не заявление, а ответ на вопрос ведущего": в Минсоц прокомментировали слова Ревы о прожорливости украинцев 2411 5

В Министерстве социальной политики Украины ответили на запрос "КП" в Украине" и отправили нас на YouTube

5 популярных видов афер: как жулье сдает жилье
5 популярных видов афер: как жулье сдает жилье 1933

Эксперты рынка недвижимости предупредили о том, что в августе в связи с растущим спросом на аренду, число мошеннических схем на рынке недвижимости растет.

Общество

На Чернобыльской АЭС запустят завод по переработке жидких радиоактивных отходов
На Чернобыльской АЭС запустят завод по переработке жидких радиоактивных отходов 121 1

Работы по строительству уже возобновлены и завод попытаются сдать в эксплуатацию уже в декабре 2017 года.

В Запорожье появились тропические пауки
В Запорожье появились тропические пауки 891

Паук-оса или паук-тигр не только привлекателен на вид, но и приносит пользу.

В Одессе на Дюка одели вышиванку

Светская хроника и ТВ

Дочери Веры Глаголевой прокомментировали ее смерть
Дочери Веры Глаголевой прокомментировали ее смерть 3773 2

Российская актриса, звезда фильмов "Зонтик для новобрачных", "Выйти замуж за капитана" скончалась на 62-м году жизни.

Александр Збруев в шоке от смерти Веры Глаголевой
Александр Збруев в шоке от смерти Веры Глаголевой 2010 1

79-летний актер, звезда советского кино, прокомментировал журналистам печальную новость.

В США умерла российская актриса Вера Глаголева
В США умерла российская актриса Вера Глаголева 5284 3

Она исполнила главные роли в фильмах "Зонтик для новобрачных", "Выйти замуж за капитана", "Женщин обижать не рекомендуется".

Спорт

Шейн Мозли объявил о завершении боксерской карьеры
Шейн Мозли объявил о завершении боксерской карьеры 87

Американец продолжит тренироваться, но больше не будет выходить на ринг.

Лучшим самбистом страны в своей категории стал мэр с Донетчины
Лучшим самбистом страны в своей категории стал мэр с Донетчины 250 1

Городской голова Покровска (Донецкая область) Руслан Требушкин стал победителем Седьмых летних Всеукраинских игр ветеранов спорта памяти Н.М. Баки по борьбе самбо.

От невесты Роналду отказались родители