Анна ПУПЧЕНКО, Денис СИМОНЕНКО (23 марта 2007)
Крымские астрономы опередили американцев?

После 2030 года космический мусор заполонит околоземное пространство

Подобные объекты нигде не числятся

Что произошло с разгонными блоками, которые должны были вывести на околоземные орбиты российские спутники, неизвестно, но оба ракетоносителя дали осечку. Космический аппарат «Купон-1» запустили 12 ноября 1997 года в интересах Центрального банка Российской Федерации. Спутник отказал сразу после вывода на орбиту. Второй – аппарат «Арабсат-1», ракета с которым стартовала с Байконура 28 февраля 2006 года, даже не вышел на расчетную орбиту. Через какое-то время оба ракетных блока разрушились – то ли от столкновения с другим космическим мусором, то ли в результате взрыва. На днях сотрудники Крымской астрофизической обсерватории, расположенной в поселке Научный Бахчисарайского района, обнаружили эти блоки. Точнее, 17 их осколков.

– На сегодняшний день в космосе парят миллионы объектов, которые можно отнести к космическому мусору, - рассказал корреспонденту «КП» старший научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Василий Румянцев. – Специалисты всего мира их отслеживают и заносят в общедоступные каталоги. Многие наблюдатели космического мусора используют каталог американской системы контроля NARAD. Но ни в нем, ни в других общедоступных списках этих объектов нет. Конечно, системы контроля космического пространства США могут и не публиковать свои наблюдения, а держать данные для служебного пользования. Так что мы  первые зарегистрировали подобные объекты, которые нигде не фигурируют!

Мы вычисляем даже спутники-шпионы

По международным правилам все запускаемые спутники необходимо регистрировать. Разумеется, по негласному правилу сюда относятся лишь спутники, функционирующие в мирных целях. Что касается военных разведывательных аппаратов, то, разумеется, не о всех будут докладывать. Однако при нынешней космической технологии и их можно найти.

– Даже если космический аппарат официально не зарегистрирован, мы все равно можем его идентифицировать и узнать, откуда он был запущен, - говорит Василий Румянцев. – Но наша обсерватория в основном занимается наблюдением за космическим мусором. Организаций, которые регулярно его отслеживают, в мире всего несколько.

К космическому мусору ученые относят все рукотворные космические объекты, которые не управляются с земли: третьи ступени ракет, спутники, отработавшие свой ресурс, различные предметы, которые сопровождают запуск (крышки от телескопов, двигательные отсеки, которые отстреливаются), а также части спутников, которые разрушились в результате аварий или после столкновения с другими объектами. По прогнозу ученых после 2030 года рост космического мусора будет лавинообразно увеличиваться. И если с этим ничего не делать, спутники начнут бесконечно сталкиваться и разрушаться, и в их запуске не будет никакого смысла.

Есть вопрос!

Когда наступит Армагеддон?

– По данным международного планетного центра, который находится в Цинциннати (США), есть несколько астероидов, которые в ближайшие десятилетия будут очень тесно сближаться с Землей, - рассказал «КП» старший научный сотрудник Крымской астрофизической лаборатории Василий Румянцев. – Тесное сближение – это менее 10 миллионов километров. Для сравнения, расстояние до Луны – 400 тысяч километров. Но даже на таком большом расстоянии наша планета своим гравитационным полем способна оказывать влияние на космические объекты. В результате этого траектория движения космических тел может измениться. Угрозу для цивилизации может представлять крупный астероид диаметром около километра, если он столкнется с Землей. Но таких прогнозов пока нет, поэтому бить тревогу рано.

Политика

Чалый:  Украину посетят ключевые министры США
Чалый: Украину посетят ключевые министры США 80

По словам Посла Украины в США, приглашения от Порошенко получили глава Госдепа, министр обороны и министр энергетики США.

Садовой проведал своих голодающих депутатов:  Мы продолжаем
Садовой проведал своих голодающих депутатов: "Мы продолжаем" 189 1

Несмотря на ухудшение здоровья, народные депутаты от "Самопомощи" намерены продолжить голодать "до победного".

До 45 цветков и травинок : Беларусь вводит ограничения на ввоз овощей и растительности
"До 45 цветков и травинок": Беларусь вводит ограничения на ввоз овощей и растительности 504 1

Белорусские пограничники не пропустят фрукты и овощи, вес которых больше пяти киоло. Не разрешается везти боле трех букетов, в каждом из которых максимум по 15 цветков.

Происшествия

В Киеве у стриптиз-клуба произошла стрельба
В Киеве у стриптиз-клуба произошла стрельба [фото] 146

В ночь на 24 июня в Киеве на улице Верхний Вал у стрипклуба "Носорог" произошла драка между двумя мужчинами, которая переросла в конфликт с охранником.

Вооруженные люди напали на парламент Венесуэлы
Вооруженные люди напали на парламент Венесуэлы 71

Группа вооруженных людей совершила нападение на Национальную ассамблею Венесуэлы. В результате пострадало здание и четыре человека.

В США полицейский выстрелил в спешащего на помощь чернокожего коллегу
В США полицейский выстрелил в спешащего на помощь чернокожего коллегу 368 1

Коп-афроамериканец был не при исполнении обязанностей. Он выбежал на помощь коллегам, преследовавшим угонщиков.

Экономика

Нацбанк ликвидирует  Диамантбанк
Нацбанк ликвидирует "Диамантбанк" 225

В настоящее время оформляется сделка по передаче "Диамантбанка" принимающему "ТАСкомбанку".

Стало известно, сколько денег нужно для счастья
Стало известно, сколько денег нужно для счастья 1089 4

Ученые в очередной раз сравнили доходы людей и уровень их удовлетворенности жизнью. Как оказалось, и в деньгах счастье.

Эксперт прокомментировал предложение отменить пенсии в Украине
Эксперт прокомментировал предложение отменить пенсии в Украине 2191 6

С инициативой об отмене пенсий выступил депутат от БПП Алексей Мушак.

Общество

Причина головных болей - плесень?
Причина головных болей - плесень? 106

Ученые провели новое исследование, в котором указали на огромный вред, который здоровью людей наносит привычная плесень.

В сети появились фотографии жуткого шторма в Одессе
В сети появились фотографии жуткого шторма в Одессе [фото] 351

23 июня Одессу накрыл мощный ураган, надвинувшийся со стороны Черного моря. Над городом пронесся пугающий грозовой фронт.

Из-за плохой погоды в Украине 188 населенных пунктов остались без света
Из-за плохой погоды в Украине 188 населенных пунктов остались без света 147

Из-за сильных порывов ветра и дождя, в результате срабатывания систем защиты линий электропередач, обесточены 188 населенных пунктов в шести областях Украины.

Светская хроника и ТВ

Стало известно, как Бейонсе и Jay-Z назвали новорожденных близнецов
Стало известно, как Бейонсе и Jay-Z назвали новорожденных близнецов 403

Двойняшки получили весьма неожиданные имена. Бейонсе родила 12 июня, однако дети до сих пор остаются в больнице

Джонни Депп пошутил про Трампа, но извинился после реакции Белого дома
Джонни Депп пошутил про Трампа, но извинился после реакции Белого дома 311

Артист сказал, что его слова не носили злого умысла и он сожалеет о них.

Самбурскую раскритиковали за вульгарный образ на открытии кинофестиваля
Самбурскую раскритиковали за вульгарный образ на открытии кинофестиваля [фото] 1640 1

Актриса надела обтягивающий комбинезон, декорированный пайетками.

Спорт

В Болгарии на футбольное поле посреди матча выбежали корова и собака
В Болгарии на футбольное поле посреди матча выбежали корова и собака [видео] 339

Встречу пришлось прервать, чтоб животное покинуло газон.

Новый тренер  Шальке  принял решение о будущем Коноплянки