- Так что это за день такой - 1 апреля?
- Почему именно 1-го числа?
- Вот этого я не знаю. Вероятно, потому, что тепло становится. А в холодном помещении шутить может только Михаил Михайлович Жванецкий. Помню выступал он в Украинском театре, где температура на сцене была 13 градусов, и обращается к симферопольцам: «Как вы можете еще смеяться и шутить? Валеночки мне лучше дали бы». Сейчас наступает весна, распускаются почки и женщины, становится тепло, и тогда хочется шутить.
- Правда, что для Жванецого в обыкновенной городской телефонной будке Симферополя междугородную связь организовали?
- Я с вами согласен. Сейчас как грибы, причем грибы-поганки, появляются пародисты, которые шутят не ради юмора, а чтобы деньги зарабатывать. Это страшно, ужасно, это очень плохо. Но этот вопрос к тем, кто вправе это запретить. Вам, как зрителям, можно бороться только оперативно, как говорят медики, - просто выключать телевизор. У нас эпоха вседозволенности и вседемократии. Эфир, прессу очистить могут только люди, которые нами избраны для того, чтобы все было здоровым.
- Юмор тогда и сейчас. Он разный?
- Тогда юмор был настоящий! А сейчас он поставлен на поток... Я с 1976 года - почетный гость одесских «Юморин». И первые две «Юморины» курировал и проводил Всемирный клуб одесситов во главе со Жванецким, а следующие - золотая команда КВН «Одесситы». А сегодня пользуются тем, что приезжают звезды, а руководят люди, далекие от юмора, стараются на этом заработать деньги. Первая «Юморина» - там одни транспаранты были - это спектакль! А какие костюмы на карнавале - настоящие одесские! Транспаранты: «А что сделал ты для появления миллионного одессита?» И все это дело текло на стадион.
- Я готов пофантазировать! Если бы сейчас меня пригласил новый премьер или спикер и спросили, сколько нужно денег, чтобы провести нормально, и предложили провести юморину в Симферополе, я бы согласился. Ведь проводил. И было 18 крупнейших звезд: Шифрин, Трушкин, Жванецкий, Арлазоров, Новикова, музыкальные ансамбли. Концерты шли сразу на трех площадках: Концертный зал Музучилища, Украинский театр, ДКП. Они выступали по кругу. Мы организовали все четко, из гостиницы Москва они ехали на двух арбах до Детского парка, потом - до самого цирка.
- Народные гуляния, одним словом?
- Как-то на праздник юмора приехали ребята из «Золотого гуся». По моей просьбе мэрия испекла 500 пирожков с ливером - замечательных, некогда гордость Симферополя, они продавались, как и раньше, по 4 копейки за штуку. Я придумал табличку: «Сдачи не даем - некогда!» А стакан сухого вина можно было купить за 18 копеек...
- Ну, к примеру, кандидатуру капитана команды КВН утверждало бюро горкома партии. Нухимзона зарезали немедленно - не понравилась незвучная фамилия. И только благодаря первому секретарю обкома партии, светлая ему память, Николаю Карповичу Кириченко (а его сын Виталий был в нашей команде, мужик с великолепным чувством юмора), меня и утвердили. Наши тексты курировал секретарь облсовпрофа! Уважаемая дама, в прошлом - партизанка. Когда читала текст на тему кино и мы цитировали Феликса Кривина: «Потому что женщина - жена, хочет рядом чувствовать мужчину», - она запротестовала категорически. Своей рукой этот текст разорвала. Мне тогда было 29 лет. Но приходилось ругаться и отстаивать свою точку зрения на правильный юмор.
- Трижды. Первый наш выезд был в 1968-69-м, второй - через год и еще через год - играли с Минском. Так получилось, что мы первые вышли на цветном телевидении. Должен был играть Юлий Гусман, тогда - капитан команды Баку, а его соперники не приехали, и вызвали нас - нам подфартило. И мы были в цветном изображении. Нас даже поселили по такому поводу не где-то за городом как обычно, а в гостинице «Россия».
- Казусы не казусы, но юмор помогал нам и учиться и работать. Я заканчивал Севастопольский приборостроительный институт, и там КВН любили все - преподаватели, студенты... Так спас 12 парней от отчисления - они были в команде КВН. Все кавээнщики такие же инженеры, как пуля из дерьма, но актеры от Бога. У всех «неуд» по электротехнике, и тогда я, как капитан институтской команды, предлагаю войти в жюри завкафедрой электротехники. Он в диком восторге от выступления ребят. На другой день приглашает меня на кафедру, поит чаем, довольный. И я предлагаю ему, если понравилось, весь сезон быть председателем жюри. Мы порвали Военно-морское училище, другие вузы… И после триумфа, свидетелем которого он стал, обращаюсь, вот мол, список ребят, которых отчисляют за двойки по вашему предмету. И он согласился поставить им «уд».
- Отчего же? Мне учиться было очень легко, ведь до этого я закончил три курса физмата в пединституте. Потом, не доучившись один год, пошел на завод «Фиолент» работать, потом меня послали доучиваться. На физмате был твердым троечником, а тут стал отличником, еще и КВНом успевал заниматься, стал мастером спорта по гандболу.
- И за вами охотились?
- А как же! Тогда, в 70-е, в Москве была эпидемия, ректоры буквально дрались за кавээнщиков. Они переводились, приезжали из глубинки. Такое творилось!
- Была молва, что Масляков в тюрьме сидит. Чтобы положить конец этому трепу, я пригласил его в Симферополь, как раз был финал первенства города, мединститут играл с пединститутом. Я вел эту встречу. И вот говорю: «Приглашаю на сцену в жюри человека, который сидит, по слухам, в тюрьме, и не в одной, а в трех тюрьмах сразу, это - Александр Масляков». Зал встал, его на руках занесли в жюри, он даже прослезился. Потом поблагодарил меня и сказал, что готов за свои деньги проехать несколько городов, лишь бы прекратить слухи.
- Да над собой. И это смех сквозь слезы. Но как оптимист скажу, что это пройдет.
- Кто из знаменитых юмористов - частый гость на полуострове?
- Да у нас часто гостят выдающиеся юмористы - депутаты Верховной Рады Украины. Причем они приезжают в основном летом, почему - я не могу понять.
- Может ли Симферополь стать столицей юмора?
- Хороший, детский, наивный вопрос. Конечно, нет. Второй столицей не может стать даже Москва или Киев, в Одессе юмор заложен генетически. Вот пример: в Одессе висит в центре города лайтбокс: «Если ты настоящий одессит, ты заплатил все коммунальные услуги!» - только в Одессе можно такое увидеть. Диалоги, которые становятся анекдотами!
- Слышал, у Рабиновича такое горе, такое горе!
- Какое?!
- К нему моя жена ушла.
- А вас в Одессе разыгрывали?
- Это - не анекдот, а быль, которая была со мной во время «Юморины». В гостиницу вписываемся с супругой, у дверей стоит человек в униформе. Я ему говорю: «отец, с праздником тебя!»
Он: - Ну?
Я: - С юмориной!
Он: - Ну?
Я: - Лифт работает?
Он: - Лифт не работает. (Через паузу) Вам на какой этаж?
Я: - На третий.
Он: - На третий тоже не работает.
- Я не знаю. Есть два термина - старый анекдот, новый анекдот. Аркадий Вайнер сказал, что старых анекдотов не бывает, он, как настоящий мужчина или коньяк, с годами становится только крепче и лучше.
- Конечно. Вот, к примеру, бывший премьер Совмина АРК Виктор Плакида - человек с прекрасным чувством юмора, член клуба. Как-то говорит мне: «На заседание с гитарой приходить?»
А я отвечаю - приходите отдохнуть. А сам заказал торт в виде гитары, в натуральную величину. А когда он пришел, я сказал ему: «Я набрался смелости сказать вам, чтобы вы пришли без гитары, потому что две гитары - это слишком». И вручил ему гитару.
- Нет. А вот в Одессе - да. Проходил мимо бутика и заметил рекламу: «Встретим кризис в новом костюме!»
Лауреат Международного конкурса в номинации «юмор в рекламе».