Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Керчан «сплавляли» в Латвию

«Зарплата - тысяча евро, риска - никакого!»

«Срочно! Требуется рядовой состав на судоремонт в Латвию (Рига). Период работы - 3 месяца. Оклад 600-700 у. е. Питание, проживание, проезд оплачиваются. Рабочие документы необязательны. Имеются четыре вакансии».

Такими объявлениями пестрели керченские газеты и были обклеены все столбы. Впечатленные выгодным предложением, работяги опрометью мчались по указанному адресу.

- На судоремонтный завод требуются представители рабочих специальностей, в основном сварщики, - убеждала входящих респектабельного вида дама. - Зарплата - около тысячи евро, риска - совершенно никакого. Единственная сложность - это оформление документов.

Но тут все вопросы фирма заминала самостоятельно.

- Дело в том, что еще в 1997 году Украина и Латвия заключили между собой любопытное соглашение, - пояснили «КП» в пресс-группе СБУ. - И у той, и у другой стороны был определенный морской потенциал, который требовал квалифицированного обслуживающего персонала. Межгосударственная договоренность как раз и касалась  упрощенного пересечения госграницы моряками. Так, гражданин Украины с так называемым «паспортом моряка» и судовой ролью имел право въезжать в Латвию без получения визы и временной регистрации, если в судовой роли указывалось, что данный моряк является членом экипажа на латвийском судне.

Сварщик превращается…

Вы спросите, какое отношение имеют сварщики к морскому ремеслу?

- При нашей помощи, - отвечали в агентстве, - стать моряком не так уж сложно. Вопрос во времени, связях и деньгах.

Стоила подобная «любезность» от 100 до 200 евро. Если у человека не было денег, специалисты крюинговой конторы соглашались оформить документацию в долг - до первой «латвийской» зарплаты.

Перспектива получить подозрительный документ никого не пугала. Люди оставляли в конторе необходимые бумаги, и через две-три недели их приглашали в офис забрать готовые «паспорта моряка». В них новоявленные моряки получали прописку по местным судам.

Экипаж затопленного судна

Мнимых моряков ушлая дама «прописывала» всего на двух судах. Первое бороздило просторы Азовского моря и к Керчи никакого отношения не имело. Со вторым дело оказалось еще интереснее.

- При проверке выяснилось, что небольшое рыбацкое суденышко под гордым названием «Рыбак Донбасса» не работало с 2003 года, - рассказали в СБУ. - В 2006-м оно прочно стало на «прикол» в керченском порту «Камыш-Бурун», а в начале 2008-го благополучно... затонуло у причала. И тем не менее, по документам крюинговой компании получалось, что до 2009 года экипаж затонувшей фелюги насчитывал ни много ни мало - семь сотен человек.

Кроме удостоверения личности моряка трудовым мигрантам выдавалась судовая роль. В ней фигурировали названия уже латвийских судов, которые якобы с нетерпением ожидали украинских членов экипажа в латвийских портах.

Теперь вы нелегалы

К месту работы мореплавателей сопровождал специальный человек. Он инструктировал подопечных, как себя вести при прохождении таможенного и пограничного контроля, а в Риге сдавал «с рук на руки» работодателям.

- Тут-то и выяснялось, что ни бесплатного проезда, ни бесплатного проживания и питания нам не положено, - рассказывают моряки. - Нас предупреждали, что при появлении миграционных служб и представителей власти мы должны прятаться. Иначе предприятию придется платить штраф за использование нелегальной рабочей силы.

- Жили мы в общежитии, по четыре человека в комнате, - рассказывает еще один «моряк». - Еду готовили сами. Пахали с восьми утра до семи вечера.

- В Риге я трудился сварщиком, - продолжает другой «член экипажа» Олег. - На заводе работал три месяца. В принципе ничего, вот с зарплатой обидели меня в среднем на шестьсот долларов. Обещали три тысячи, а заплатили меньше. Спорить не имело никакого смысла, так как можно было уехать вообще без зарплаты. Недоплатили многим, но некоторые, несмотря на это, поехали еще. А я больше не рискнул.

Приговор - три года

С прибывшими работягами никто особо не церемонился. Штрафовали их по полной, за малейший недочет. Снимала свой процент и фирма: за оформление документов, переезд и прочее. Кое-кто возвращался на родину без гроша в кармане. Все попытки восстановить справедливость заканчивались плачевно: договор о трудоустройстве на руки не выдавался, а оставался в офисе крюинговой компании. Но были и те, кому такие вояжи нравились, в Латвию они ездили несколько раз.

Бесконечный поток рабочей силы в Латвию привлек внимание правоохранителей. В конце прошлого года МВД, СБУ и пограничники возбудили несколько уголовных дел: по подделке документов и их использованию, а также по различным эпизодам организации незаконного перемещения лиц через госграницу. После расследования материалы направили в суд. Факты подтвердились, предпринимательницу признали виновной в совершении ряда преступлений. При вынесении приговора судьи учли смягчающие обстоятельства и приговорили обвиняемую к трем годам лишения с испытательным сроком в два года.

Бди!

Собираясь за рубеж

Проверьте, есть ли у фирмы лицензия на трудоустройство за рубеж. Именно за границу!

Копия контракта должна оставаться у вас на руках.

Он должен быть написан на понятном для вас языке (не на английском, греческом и пр.).

А еще лучше обратиться в профсоюз моряков и поинтересоваться репутацией конторы.

Много информации о фирме и работе можно найти на специализированных форумах.

Комментарий СБУ

Для выезда в страны Прибалтики украинцам необходимо оформлять визу. Исключение составляют моряки, которым достаточно при прохождении погранконтроля предъявить удостоверение личности моряка и судовую роль, в которой указана занимаемая должность на судах, базирующихся в портах Балтии. Именно этой лазейкой в законодательстве Украины и воспользовалась керченский предприниматель. Она на собственном компьютере распечатывала судовые роли, в которых указывалось, что люди отправляются работать на суда в портах Балтии. Хотя на самом деле ехали туда разнорабочими и сварщиками на верфи и судоремонтные заводы.

По прибытии в пункт назначения они были вынуждены работать на совершенно иных условиях и были в статусе нелегала. Они делали грязную работу, все то, что не хотели делать граждане Латвии.

Дословно

Виктор ЧЕПОРНЮК, начальник оперативно-розыскного отдела Азово-Черноморского регионального управления Госпогранслужбы Украины:

- В этом году по нашим материалам за незаконное перемещение лиц через госграницу возбуждено уже 3 уголовных дела. В последнее время в Крыму создаются предпосылки к такого рода деятельности. Госпогранслужба в рамках своей компетенции будет активно противодействовать желающим заработать на судьбах людей.