Алла ДРУЖИНОВИЧ (6 ноября 2007)
Один день в Симферополе с инвалидной коляской

Один день в Симферополе с инвалидной коляской

Корреспонденты «КП» проверили, насколько удобна крымская столица для людей с ограниченными возможностями

 На карте города найдется всего два-три места, где можно легко проехать в коляске

В Симферополе на более чем 300 тысяч жителей приходится несколько сотен людей в инвалидных колясках. И, как это часто бывает, большинство не очень-то задумывается о проблемах меньшинства. Хотя проблема бодро решается на бумаге. Органы власти регулярно отчитываются, сколько зданий было благоустроено и оборудовано пандусами для колясок, как много сделано. Скоро такими темпами доскачем в светлое будущее, где на инвалидной коляске можно будет всюду. Если бы не одно «но». Тем, что сделано во благо инвалидов, практически невозможно пользоваться.

 Непроходимая квартира

 С высоты инвалидной коляски мир нам показался совсем другим. Не то чтобы враждебным, а просто непригодным для жизни. Даже если не выходить из собственной квартиры, вдруг становятся невозможными элементарные вещи. Выбраться из комнаты на балкон через стандартный узкий проем и высокий порог, приготовить завтрак, принять ванну, воспользоваться туалетом… Даже собственный дом нужно оборудовать специальными приспособлениями и многие предметы мебели перевешивать на нужную высоту.

 

Альпинизм в подъезде

 Пытаемся выбраться из квартиры на улицу. Обдирая локти, помещаемся в лифт. Не все кнопки доступны - дотянусь до кнопки первого этажа, а вот до пятого и девятого - никак. Теперь вторая задача - успеть выехать из лифта, пока двери не захлопнулись. Следующий этап ставит под сомнение предстоящую прогулку: лестница в шесть ступенек. Каждая как Эверест. К грязным перилам с присохшими плевками не хочется прикасаться и под страхом смерти. Ждем, не появится ли человек, чтобы просить о помощи - другого выхода нет. Через 15 минут появляется мужчина. Просить о помощи, оказывается, очень неловко. Мужчина соглашается, нервно глянув на часы и начищенные ботинки. Шесть ощутимых толчков от езды по ступеням. Мужчина торопится удалиться, но мы, преодолевая смущение, подаем голос:

 - Пожалуйста, вот еще ступенька - из подъезда!

 Фристайл и слалом на улице

 Ну, вот и тротуар. Обычный, высотой сантиметров 20. Но оказывается, чтобы съехать на дорогу, нужно снова ждать помощи. Попытка  съехать самостоятельно грозит опрокидыванием. Каждый камень, колдобина, бордюр, дорога, ступенька, даже самая маленькая, делается непроходимым препятствием. К тому же начинается дождь, а управлять коляской одной рукой, в другой держа зонт - невозможно.

 Надвигаю капюшон и вспоминаю задание редактора составить карту города с наиболее труднодоступными для коляски местами. Да весь город недоступен и скорее надо на карту наносить доступные места, если мне удастся такие обнаружить! Чтобы ехать по улице в одиночку, хорошо бы надеть на голову защитный шлем. На улице непрерывно чувствуешь себя каскадером перед пугающим трюком.

 Штурм зимнего… автобуса

 В маршрутку забраться нечего и думать по многим причинам: габариты дверей, вес человека вместе с коляской - далеко за полсотни кг, три высокие ступеньки, торопливость водителей, заполненные людьми салоны… Водители даже не тормозят, увидев нас. Стоим на остановке в ожидании хотя бы одного автобуса с низким полом. Напрасно. Выход один - передвигаться самостоятельно.

 Магазины, больницы, учреждения

 Наконец-то удалось найти магазин, оборудованный пандусом. Смело заезжаем и сразу чуть не опрокидываемся на спину. Слишком крутой подъем, слишком скользкое покрытие, нет поручней, не за что ухватиться. А впереди еще маячит накрепко закрытая дверь, объехать которую невозможно.

 Другой пандус - перила есть, но они сделаны из очень толстой трубы, держаться за которую очень неудобно. Взбираемся, оказываемся в холле, но дальше видим еще ступеньку, о неприступности которой для коляски никто не подумал. Дальше хода нет. С ужасом думаем о том, как быть, если посреди такого путешествия человеку надо в туалет.

 Мнение

 Чиновников надо посадить в коляски

 Председатель Симферопольской городской федерации инваспорта «по опорникам», серебряный призер Параолимпиады в Афинах Татьяна ЯКИБЧУК:

 - Чтобы чиновники поняли, насколько важны эти пандусы, эти подъезды, эти «мелочи», пусть попробуют хотя бы один день - День инвалида прожить в инвалидной коляске. Начальство у нас вечно обитает на «втором этаже», куда нам не добраться. Кто будет следить, чтобы деньги не выбрасывали на ветер, чтобы пандусы соответствовали нормам, чтобы ими можно было пользоваться? Отдельный вопрос - коляски. Та, которую дает государство, рассчитана на 4 года, а разваливается она через месяц.

 Конкретно

 Президент Национального параолимпийского комитета Украины, глава Национальной ассоциации инвалидов Украины Валерий СУШКЕВИЧ:

 - В Крым немало людей прибывают поправить здоровье на курорте, те, которых в инвалидное кресло усадила болезнь, немощь, старость. И ни в аэропорту, ни на вокзалах ничего для них не сделано. Даже выбраться из самолета или поезда - очень непросто.

 Действующий указ президента "О первоочередных мерах по созданию благоприятных условий жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями" не выполнен. Сейчас общественные организации давят на органы власти на всех уровнях. И власть торопится отчитаться, что условия улучшены, но пользоваться этим невозможно.

 В Крыму ситуация уникальная - 5 лет назад на 55 гектарах был создан Национальный центр параолимпийской подготовки. Это - территория цивилизованной Украины, ею мы доказали, что возможно создать идеальные условия. В создании этого центра помогали многие крымские органы власти. Национальная ассоциация инвалидов Украины добилась новых ДБН, в которых предусмотрено все до мелочей.

 В тему

 В 2006 году выдано 87 архитектурно-планировочных заданий на устройство направляющих и пандусов для передвижения инвалидных колясок только в крымской столице. Принято в эксплуатацию 67 объектов, на которых обеспечен доступ лицам с ограниченными физическими возможностями. В 34 жилых домах произведено устройство пандусов.

 По такому пандусу заехать можно, угол подъема правильный, есть поручни.

 К сожалению, таких еще мало. О том, что находится в конце пандуса, почему-то никто не заботится.

 Даже если колеса могли бы встать на эти рельсы, подняться все равно практически нереально. Как и спуститься

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт